Зачетная работа по курсам повышения
квалификации по ИОЧ ИБ
«Основные направления
региональной образовательной политики в контексте модернизации российского
образования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование навыков
речевого этикета у детей дошкольного
возраста в условиях ДОУ»
Актуальность
выполнения индивидуального целевого проекта
Проблема формирования у дошкольников
представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма
актуальной. Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в
семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования
детского коллектива. В русле последних концепций дошкольного образования особое
значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с
окружающими как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато
воспитание речевого поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные
социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и
социальным ролям.
Б. М. Гришпун, О. Е. Грибова, Е. М.
Мастюкова рассматривают проблему с точки зрения нарушения взаимоотношений между
языковым и познавательным развитием детей, которое отражается на процессе
формирования коммуникативных умений. В свою очередь, задержка формирования
коммуникативной функции речи затрудняет процесс овладения нормами речевого
поведения, благоприятного вхождения детей в общество сверстников и позитивного
взаимодействия с взрослыми, то есть социализации.
Таким образом, специальное изучение
вопроса формирования коммуникативной компетентности позволяет сделать работу по
развитию речи более эффективной, а сознательное освоение этических норм и правил
поведения поможет ребенку стать более активным участником речевого общения.
Проблема
Дети,
не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной
деятельности и, следовательно,
испытывают в дальнейшем трудности и при адаптации в школе.
Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть
вежливым.
Цели и задачи проекта
Цель: Создание условий для усвоения детьми
представлений о коммуникативных способностях.
Задачи:
1. Формировать представления о
культуре поведения и основах речевого этикета на основе знакомства с базисными
нравственными категориями. 2. Формировать коммуникативные умения
у детей, ввести в активный словарь определенный набор этикетных формул.
4. Воспитывать умение устанавливать доброжелательные
взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.
5. Приобщать
родителей к совместной работе над вышеизложенными задачами.
Тип проекта: практико-ориентированный,
долгосрочный, групповой.
Срок реализации: с сентября 2013 по май
2014года.
Участники: Дети, родители (законные
представители), воспитатели
старшей группы Стадник И.В., Люфт Е.В., психолог Игнатова Л.В., музыкальный
руководитель Самороднова И.М.
Рабочий план реализации проекта
Подготовительный этап
(сентябрь).
1. Постановка целей и задач, прогнозирование
результатов.
2. Изучение содержания по данной
проблеме.
3. Составление сроки реализации
проекта: сентябрь – май 2013/2014учебный год.
Организационный этап
(сентябрь)
1. Создание положительной мотивации
участников проекта.
2. Распределение функциональных
обязанностей между участниками проекта.
3. Создание предметно –
пространственной среды.
4. Подбор художественной литературы
по формированию коммуникативных умений у детей.
5. Подбор диагностического материала
к изучению уровня усвоения детьми социально – этических правил речевого
поведения.
6. Подбор форм, методов, приемов
работы по формированию у детей представлений об этических нормах и правилах
речевого поведения.
Практический этап
(октябрь-май)
1. Практическая деятельность всех
участников проекта.
2. Создание копилки познавательно –
этических бесед и сказок.
3. Конкурсы.
4. Семинары-практикумы для педагогов
и родителей.
Заключительный этап
(май)
1. Подготовка отчёта о проделанной
работе.
2. Презентация проекта. Итоговое родительское собрание в нетрадиционной
форме совместно с детьми – конкурс «Культура и мы».
Перспективный
план работы по реализации проекта
Сентябрь. Тема: «Что такое этикет?»
Задачи: · Познакомить с
понятием «этикет».
·
Учить соблюдать
этикет и быть приятными для окружающих.
· Формировать
представления о нравственных нормах отношений с окружающими:
доброжелательности, честности, правдивости. Воспитывать культуру общения.
Беседа «Что значит вежливый человек? » Содержание:
·
Беседа «Что значит вежливый человек? ». ·
Игра-инсценировка
«Учимся вежливости», игра «Доскажи словечко». ·
Чтение
произведений В. Осеева «Просто старушка», «Плохо», ·
«Что легче? »,
«Почему? ». ·
Н. Кульская
«Невежливая вежливость»
Октябрь. Тема:
«Вежливая просьба»
Задачи: ·
Познакомить с разными
формами выражения просьбы. · Формировать
навыки использования различных форм выражения просьбы.
Содержание: ·
Проблемные
ситуации. ·
Игра
«Вежливо-невежливо».
·
Отгадывание
ребуса со словом «пожалуйста»
Ноябрь. Тема:
« Дружба»
Задачи:
·
Познакомить с
понятием «дружба», «настоящий друг».
·
Учить правильно,
называть нравственные качества настоящего товарища.
·
Воспитывать
доброжелательное отношение к товарищам.
Содержание:
·
Проблемная
ситуация с показом кукольного театра.
·
Л. Толстой «Два
товарища».
·
Заучивание
пословиц и поговорок о дружбе.
Декабрь. Тема:
«Гости пришли»
Задачи:
·
Познакомить с
правилами приема гостей.
·
Учить вежливо,
беседовать с гостями.
·
Ввести в речевой
обиход вежливые выражения приветствия.
Содержание: ·
Игра
«Комплименты». ·
С. Маршак «В
гостях». ·
Изготовление
пригласительных билетов.
·
Рассматривание
иллюстраций «Правильно-неправильно».
Январь. Тема:
«За чашкой чая»
Задачи:
·
Познакомить с
правилами поведения за столом.
·
Учить
использовать способы выражения приглашения
Содержание: ·
Игра «Подбери
посуду». ·
Игровая ситуация
с элементами беседы.
·
Чтение отрывка К.
Чуковского «Федорино горе».
Февраль. Тема:
«Праздники»
Задачи:
·
Дать
представления о праздничных днях и поздравлениях, ввести в речевой обиход
выражения пожелания,
·
Учить приносить
радость близким людям в их дни рождения, готовить подарки.
Содержание:
·
Игра «Дорогие
слова».
·
Игра-инсценировка
«День рождение».
·
Изготовление
поздравительных открыток.
·
Игра - куб
«Вежливые слова»
Март. Тема:
«Поведение в общественных местах»
Задачи:
·
Формировать навык
поведения в общественных местах.
Содержание: ·
Проблемные
ситуации.
·
Сказка «На
именины к дедушке Медведю»
Апрель. Тема: «Телефон»
Задачи:
·
Закреплять умение
общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции
Содержание:
·
А. Барто «Почему
телефон занят? ».
·
Игра «Профессии,
где нужен телефон»
Май. Тема: «Вежливость
ждут всегда»
Задачи:
·
Развивать навык
общения в типичных речевых ситуациях
Предполагаемые
результаты
Сформированность
у детей чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности
друг к другу;
·
Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе сверстников;
·
Появление
у детей способности разрешать конфликтные ситуации;
·
Улучшение
отношений между родителями и детьми в семье;
·
Использование
детьми правил поведения в повседневной жизни: дети научились взаимодействовать
друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы,
оказывать и принимать помощь;
·
Повышение
уровня педагогической культуры родителей;
·
Проведение
систематических бесед родителей с детьми на этические темы, чтение детям книг
по данной теме.
Перспектива
На основе данного образовательного проекта
разработать проект по приобщению детей к художественной литературе
в кругу семьи « Расту вместе с книгой».
|