КОНСПЕКТ
интегрированного
занятия
по
ознакомлению с окружающим
в
старшей логопедической группе «Солнышко»
на
тему: «Знакомство с воздухом»
Задачи
формирования экологического сознания: Уточнить знания детей о
воздухе через опыты. Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха (на виден, не
имеет определенной формы, имеет вес, при нагревании расширяется, а при
охлаждении сжимается, легче воды).
Развивать интерес к познавательной деятельности.
Задачи
развития двигательной активности: Формировать потребность в ежедневной активной
деятельности; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать умения выполнять
движения быстро, осознанно, ловко и красиво; развивать мелкую моторику.
Материалы
и оборудование: Большой газовый платок, полиэтиленовые
пакеты, воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы (по количеству
детей), 2-х литровая бутылка с очень холодной водой, таз со льдом, 2 не надутых
воздушных шарика, весы. Тазики на каждого ребенка, лодочка с пробоиной и целая
лодка на каждого ребенка. Картина с изображением моря и корабля. Карточки,
отражающие свойства воздуха. Мячи фитболы.
Ход занятия:
1.Организационный
момент (дети и воспитатель стоят в кругу)
Загадывание
загадки.
Он повсюду,
он везде,
без него нет жизни?
(воздух)
- Ребята, а
вы знаете. Что такое воздух?
- Посмотрите налево, направо, вверх, вниз вы видите
воздух?
- Мы не видим воздух, потому что он невидим.
2.
Введение в тему.
а). Давайте, попробуем доказать, что воздух есть, но
мы его не видим. А для этого мы «поймаем» его
(дети берутся за концы газового платка, поднимают его и опускают, получается купол, заполненный воздухом).
- Теперь попробуем поймать воздух мешочком.
Поднимите мешочек над головой и резко опустите его вниз и закрутите мешочки. Что внутри мешочков?
Воспитатель выставляет на доске первую часть схемы – чистый лист.
Вывод:
воздух невидим, но его можно обнаружить, а еще почувствовать.
б). Упражнение
на фитболах
- Садитесь на мячи, примите исходное положение: ноги
на ширине плеч, руки вперед и совершите
одновременно пружинистые движения на мячах и вертикальные «ножницы» вытянутыми
вперед руками.
3.
Изучение нового.
1.). Исследование
игрушек (за столами)
Воспитатель приглашает детей к своим местам, на которых лежат
воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы, тазик с водой.
- Рассмотрите игрушки на вашем столе (мягкие, твердые, из какого материала
изготовлены, тонут – не тонут, почему)
- Что находится внутри этих предметов? Надуйте шарики.
- Какую форму имеют игрушки и шарики?
- Как же мы ответим на вопрос? Имеет ли воздух
форму?
Вывод:
воздух принимает форму того сосуда в который попал. Воздух не имеет формы.
Воспитатель выставляет на доске вторую схему.
2).
Опыт.
- А сейчас я хочу вам показать, что происходит с
воздухом при нагревании и охлаждении.
Воспитатель берет 2-хлитровую холодную бутылку из
холодильника. Надевает на горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в
миску с горячей водой.
- Посмотрите, что происходит с шариком? (он надувается)
Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом.
- Что теперь происходит с шариком? Какой можно
сделать вывод из этого опыта? (при нагревании воздух расширяется, при
охлаждении сжимается)
Выставляется
следующая карточка
-
Давайте, изобразим, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении (при
комнатной температуре – стоят в кругу руки вниз, при нагревании, держась за
руки - расширяют круг, при
охлаждении сужают круг) 4-5 раз.
3). Дыхательное
упражнение: вдох носом - выдох ртом 3-4 раза
- Вы чувствуете запах?
Делаем вывод, что воздух не имеет запаха.
Выставляю третью часть схемы (на имеет запаха).
- Имеет ли воздух вес? Как это проверить? (взвесить)
Воспитатель кладет на
весы надутый и не надутый шарики. Дает возможность детям подумать, сделать
самостоятельно вывод, что воздух имеет вес,
так как чаша с надутым шариком перевесила.
- Представьте, что мы
весы. Чаши, которых находятся в равновесии. Протяните руки вперед, поверните
ладошки вверх и представьте, что вы весы, чаши, которых находятся в равновесии.
- А теперь представьте,
что вам в левую руку кладут надутый шарик, а в правую не надутый шарик. Что
произойдет с вашими руками? (дети опускают левую руку, а правую поднимают) 3-4 раза.
Выставляется 4-я часть
схемы (весы).
4). Воспитатель
подводит детей к аквариуму.
- Посмотрите. Что это
за пузырьки поднимаются на поверхность воды? (пузырьки воздуха).
- Почему они
поднимаются? (выслушать предположения
детей)
- С каким свойством
воздуха мы еще познакомились?
Вывод: воздух легче
воды.
Выставляется 5-ая часть
схемы.
Игра.
Мы будем пузырьками
воздуха, которые оказались на дне реки, покажите, что с ними будет происходить.
Дети садятся на колени. Наклонившись, как можно
ниже. Затем медленно приподнимают голову, выпрямляют спину; приподнимаются на
колени, медленно встают, выполняя волнообразные движения. Поднимают руки вверх.
Разводят в стороны ладонями вверх, покачиваются из стороны в
сторону
- Вот и оказались пузырьки воздуха на поверхности.
5). Практическая часть (сидя за столом)
Перед детьми таз с водой и 2 лодочки, одна с пробоиной,
другая целая (на каждого).
- Давайте проверим – утонет ли лодочка. Если ее
положить на воду? Сначала возьмем лодку без пробоины и опустим ее на воду, а
потом с пробоиной (дети выполняют, наблюдают, делают вывод).
- Что произошло?
(выслушать ответы детей, подвести к заключению)
Вывод: лодочка с пробоиной утонула, потому что вода
вытеснила воздух. А без воздуха лодочка не удержалась на воде.
4.
Закрепление
Выставляю картину с изображением корабля.
- Что изображено на картине?
- Почему не тонут корабли?
(выслушать ответы)
Игра на внимание
- Ребята. Посмотрите, наши карточки исчезли. Наша задача найти их.
Дети ходят по комнате, ищут карточки под музыку шума моря.
Находят, выставляют на доске и объясняют, что
обозначает каждый символ.
5.
Итог
-
Ребята,
о чем вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?
(отметить активных детей)
- Представьте, что вы река, которая течет к нам в
раздевалку, а вы маленькие пузырьки,
как маленькие кораблики плывете по
течению реки.
Дети встают друг за другом и в спокойном темпе идут
разными способами: в полуприсяде,
перекатом с пятки на носок, приставным шагом, меняя положение рук.
.
|