Очень
скоро для самых взрослых дошкольников (шестилеток) прозвенит первый звонок в
школе. Подготовка к школе является главной задачей этого периода.
Перед родителями стоят непростые вопросы: как подготовить ребёнка к школе, на
что надо особо обратить внимание, что значит – готов к школе, какие трудности
могут ожидать моего ребёнка в первом классе и как их избежать, какие тесты
проводят перед поступлением в первый класс и как к ним подготовиться, что
значит психологическая готовность к школе? Сразу отмечу – уровень развития
ребёнка по предметам (математика, грамота, знания об окружающем мире) хоть и
является достаточно значимым, но не самым главным.
Готовность
ребёнка к обучению в школе включает в себя несколько очень важных компонента.
Во-первых,
и это самое главное, состояние здоровья ребёнка. К моменту поступления
в школу (6,5-7 лет) ребёнок достигает определённого уровня физического
развития,
и, желательно, чтобы на момент поступления в первый класс у ребёнка не было
никаких отставаний от средневозрастных норм физического развития. Каждый
ребёнок имеет своё индивидуальное, характерное только ему в силу
наследственности строение организма, кто-то повыше, кто-то пониже, кто-то
имеет хрупкое телосложение, кто-то поплотнее. Тем не менее, если ребёнок
приходит в первый класс недоразвитый в физическом плане, кроме того имеет
какие- либо хронические заболевания, имеет слабый иммунитет, это чревато серьёзными
последствиями.
Первые дни ребёнка в школе малыши (а это
пока что ещё малыши, не ученики) испытывают очень большую нагрузку как в
эмоциональном плане, так и в физическом. Почему? Задайте себе такой вопрос:
сколько мой ребёнок сейчас, в возрасте 6 лет, может высидеть на одном месте,
хочется ему этого или нет? Как внимательно мой ребёнок слушает то, что ему
говорят, как быстро выполняет поручение (и выполняет его вообще)? Ответили?
Теперь представьте, что ребёнку придётся сидеть на одном месте не менее 30
минут. При этом не только сидеть, но и слушать нового, пока совершенно
незнакомого человека – учителя. Не просто слушать, а выполнять какие- то его
задания, подчиняться определённым правилам, научиться сдерживать себя, чтоб
не выкрикивать с места, не вставать без разрешения, не делать то, чего не
велят и ещё несколько этих трудных «не». И самое главное - не играть с
любимыми игрушками, не видеть долго любимую маму. На переменке новые
трудности. Надо приготовиться к уроку (сначала научиться готовиться к уроку -
поверьте это очень сложно ребёнку), познакомиться с новыми ребятами,
попытаться с ними подружиться. И опять: не бегать на перемене, не кричать, не
прыгать, не брать чужое, не потеряться в огромной школе. Новые требования
вместо любимых игр очень сильно нагружают нервную систему ребёнка. Если
ребёнок пришёл в первый класс с ослабленным здоровьем, естественно такая
нагрузка не лучшим образом отразиться на здоровье первоклассника. Именно в
этот период могут обостриться все хронические заболевания или появиться
новые. Поэтому очень важно до школы в первую очередь укрепить здоровье
малыша. Настоятельно рекомендую посвятить оставшиеся 3 месяца укреплению
здоровья будущего первоклассника.
Немаловажным является психическое
развитие дошкольника. Ведь не зря определили семилетний возраст как наиболее
благополучный для поступления в школу. Именно к семи годам дети достигают
такого уровня развития, когда они могут и физически, и психологически
«выдержать» нагрузку школьного урока. Это значит, что волевые качества
семилетнего малыша изменились по сравнению с дошкольным периодом, организм
семилетнего малыша по сравнению с более младшим возрастом, готов вынести
новые трудности. Малыш уже более самостоятелен, внимателен, усидчив, вынослив
для того чтобы на смену любимой игровой деятельности пришла новая – учебная,
в которой «много новых сложных правил».
Психологическая
готовность к школе
– это способность ребёнка получать и усваивать новые знания в новых условиях
школы: в коллективе и на уроке (который существенно отличается от занятия в
детском саду). Напрашивается уместный вопрос: а как определить готов ли мой
ребёнок учиться с точки зрения психологической готовности? Ответьте на ряд
следующих вопросов, и вы поймёте ситуацию.
1.
Умеет
ли мой малыш преодолевать трудности? (завершить игру, когда просят взрослые,
выполнить требование мамы, даже, если не очень хочется и т.д.).
2.
Доводит
ли ребёнок начатое дело до конца?
3.
Насколько
мой ребёнок усидчив?( к примеру, в первом классе урок длится 35 минут с
перерывами на физминутки (около 5-8 за урок).
4.
Внимательно
ли слушает и всё ли запоминает ребёнок, когда ему что-либо говорят?
5.
Умеет
ли малыш наблюдать, находить отличия, сходства, делать простейшие выводы,
сравнивать и анализировать?
6.
Хочет
ли малыш в школу и почему? Некоторые дети идут в школу, потому что хотят
пользоваться красивыми новыми принадлежностями, потому что там будут подружки
или друзья из детского садики, потому что так сказала мама. А ведь цель
совсем иная – в школу идут, чтобы узнать новое и интересное, за знаниями.
Очень важна правильная мотивация.
Во-вторых,
умения ребёнка в области самообслуживания, гигиены и уровень культуры
малыша. В возрасте 6-7 лет ребёнок должен уметь себя самообслуживать, то есть
самостоятельно одеваться, раздеваться, следить за порядком в своей комнате (в
школе - на своём рабочем месте), следить за сохранностью своих вещей и т.д. А
также дети в этом возрасте должны обладать элементарными навыками культуры
поведения – здороваться, употреблять слова вежливости, слушаться старших, не обзываться,
знать, что можно делать (спрашивать разрешение, если что-либо хочется чужое
взять) и чего нельзя (брать чужое) и т.д. Конечно, в детском коллективе порой
возникают конфликты, дети при общении друг с другом, соперничестве, могут
разным способом выражать своё несогласие. Но, тем не менее, если ребёнок в
семье до поступления в школу невоспитан, не умеет слушаться, то и на уроках
его невоспитанность будет мешать в первую очередь ему самому при усвоении
нового материала. Как это связано? Малыш не приученный слушаться взрослого,
слышать то, что ему говорят и делать то, о чём его просят, в школе будет
вести себя также. Сможет ли он усвоить новый материал, если вместо того,
чтобы слушать объяснение учителя, будет заниматься посторонними делами?
В-третьих, уровень умственных способностей, объём знаний об окружающем
мире и по основным предметам определяют готовность ребёнка к школе.
Школьная программа предусматривает обучение детей даже нечитающих. Если
ребёнок пришёл в школу и умеет читать, это ещё не значит, что он готов к
школе. Можно научить и пятилетнего малыша читать, но в 5 лет ребёнок не
способен высидеть даже урок. Наиболее предпочтительнее будет, если ребёнок
будет вооружён основными знаниями об окружающем мире (знать, сколько ему лет,
как его зовут, сведения о семье, элементарные знания об окружающем мире),
если малыш будет обладать простейшими приёмами логического мышления, если у
него будет достаточный для возраста словарный запас. Гораздо важнее будет,
если малыш сможет запомнить и пересказать прочитанный ему рассказ, чем
прочитать его сам, если малыш сможет выделять, определять и правильно
произносить звуки речи (фонетический слух).
|