Четверг
21.11.2024
16:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Группы

«ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

КАКИМ БЫЛ ПЕРВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ?

         Как вы думаете, каким был первый инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался — звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум-бум! бум! Мелодию на нём, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые (пустые внутри) предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твёрдый, высохший плод, высохший череп животного.

         А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотанье выдолбленной деревяшки.

        Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого — более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую — высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута — сильнее и слабее.

         Так появилась мелодия, а вместе с мелодией — музыкальные инструменты. Можно сказать, сто тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево — родоначальники всех музыкальных инструментов. И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.

СТРУННЫЕ ИНТРУМЕНТЫ

         Древние греки, которые все созданное человеком приписывали богам, примерно так рассказывают о появлении лиры.

         Бог Гермес, когда был ещё младенцем, похитил у своего старшего брата Апполона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Апполон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему лиру, этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос её так понравился Апполону, что он сменил гнев на милость, и вскоре лира стала его любимым музыкальным инструментом.

         Если вы внимательно прочитали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Вы уже знаете, для чего это нужно: натянутую струну можно заставить звучать, так же, как тетиву лука. А вот панцирь черепахи — уже новость! Зачем этот выпуклый панцирь? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.

         Каждому из вас это легко повторить. Возьмите коробочку из-под гуталина, просверлите в крышке отверстия, потом проденьте шнурок и тихонько за него подёргайте. Коробочка усилит звучание шнурка, послышится дребезжащий звук.

         Черепаший панцирь — корпус лиры. По другому он называется — резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

ДУША СКРИПКИ

         А теперь поговорим о скрипке. У скрипки тоже есть корпус и струны.

         Мы не знаем имя первого скрипичного мастера. Похожий на скрипку музыкальный инструмент в древности был известен в Индии, Греции, только струны на нём тогда перебирали пальцами.

         Главное, что отличает скрипку от лютневых инструментов или от арф, - это то, что звук на ней извлекается смычком.

         Тот, кто видел скрипку, наверное, любовался её прекрасной, стройной «фигурой» - корпусом, длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком.

         Верхняя сторона корпуса, он называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека — из клёна. На верхней деке прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку, соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки, она так и называется — душка. Для чего нужны эти главные части скрипки? На колках держатся четыре струны: струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки.

         Поворачивая колки, скрипач настаивает струны. Вы, наверное, уже видели, как это делается: перед концертом скрипач тихонько проводит по струнам смычком, проверяет их строй. Если сильнее натянуть струны, скрипку можно настроить выше, если струны опустить, то — ниже.

         Струны натянуты над грифом. скрипач прижимает их пальцами левой руки -  так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки.

         Как мы уже говорили, душка находится под правой стороной подставки. Дело в том, что душка принимает на себя давление струны ми, которая натянута сильнее других струн. Кроме того, душка передаёт колебания от верхней деки к нижней. Прорези эфы нужны для того, чтобы звуковые колебания струн, усиленные в корпусе (резонансном ящике), могли свободно выходить наружу.

         А теперь, чтобы легче во всём разобраться, давайте ещё раз посмотрим: звуковые колебания натянутых струн передаются в корпус через подставку и душку скрипки, корпус усиливает их, и через прорези эфы звук попадает наружу.

         Иногда на подставке устанавливают сурдину, которая уменьшает колебания струн, и звук получается мягче.

         Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки, наделённой чудесным голосом.

         Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом, но понадобилось немало времени для создания её современной формы.

         Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны звучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Скрипач, когда это было нужно, натягивал его большим пальцем правой руки. Впрочем, у такого смычка были свои преимущества.

         Скрипач мог проводить им сразу по всем четырём струнам и одновременно извлекать из них звук, а также легко мог играть на несколько голосов.

         Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции.

         Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости.

 Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 граммов. Смычок должен быть лёгким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться.

         Создание такого замечательного музыкального инструмента, как скрипка, - заслуга старых прославленных мастеров. Назовём хотя бы их имена, ведь даже сегодня играют на инструментах, которые были изготовлены этими мастерами. Они были создателями школ скрипичных мастеров. Наиболее известные из них сложились в Северной Италии — в Брешии (Гаспар да Сало и Джованни Маджини), в Кремоне (Амати, Страдивари, Гвантери, Бергонци).

         Нельзя закончить рассказ о скрипке и не назвать имя величайшего скрипача Никколо Паганини. Об удивительной игре этого музыканта рассказывали легенды, его обвиняли в том, что он дружит с самим дьяволом — так он зачаровывал всех своей игрой. Но Паганини был просто гениальным скрипачом.

         Никколо Паганини родился в Генуе в 1782 году. В 16 лет он отправился странствовать и покорил мир чудесной игрой. Музыкант использовал во время игры новые, для того времени необычные приёмы, а это значит, что ему были известны все возможности скрипки. Так, например, он усложнил приём игры пиццикато (щипком), или, с изумительной ловкостью, отпуская струну соль, получал более низкий звук. или сильно натянутым смычком играл одновременно на всех струнах, или извлекал флагопеты — высокие звуки необычной холодной окраски. Так скрипку, которая в те времена была скорее оркестровым инструментом, Паганини вывел в сольные и показал, что и на четырёх струнах можно творить чудеса.

         Струнные инструменты делятся на группы: смычковые (скрипка, виолончель), щипковые (арфа, балалайка, гитара), клавишные (фортепиано, клавесин).

ФОРТЕПИАНО

         Давайте познакомимся с фортепиано.

         Разумеется, до появления фортепиано современной конструкции инструменту предстоял ещё долгий путь. Сколько труда было вложено в его создание.

         Отдельно струны и корпус уже существовали. Вспомните музыкальный инструмент Гермеса: панцирь черепахи с натянутыми на него струнами. Но как заставить струны звучать? Конечно, их надоперебирать пальцами! Сначала так и делали. Но пальцы довольно быстро устают. Значит, надо извлекать звук посредством какого-нибудь предмета — медиатора (в переводе с латыни — посредник). Оказалось, что лучший материал для медиатора — птичье перо. Наверное, трудно поверить, что это простое открытие — медиатор из птичьего пера — используется до сих пор.

         Но вернёмся к фортепиано. Надо сказать, что инструмент назвали так не сразу. В Греции, например, его называли монохорд (однострунный) или клавикорд (струна с ключом).

         Конечно, не сразу догадались, что медиатор не обязательно держать в руке, - ведь так звук извлекается только из одной струны. И тогда для каждой струны сделали отдельный медиатор, а к нему — присобление, или, иначе говоря, механизм, который присоединили к клавишам. Когда нажимали на клавишу, медиатор задевал струну.

         Но и этот инструмент был только предшественником фортепиано. Во Франции он назывался клавесин, в Италии — клавичембало или просто чембало. Инструменты мало чем отличались друг от друга.

         Предок фортепиано был не так уж плох, если представит себе, что Иоганн Себастьян Бах написал для него свои замечательные фуги.

         Но всё-таки инструмент не был достаточно совершенен, потому что на нём нельзя было регулировать громкость звука.

         Изменить это удалось после того, как струны стали не цеплять медиатором, а ударять по ним. Их заставляли звучать помещённые под ним молоточки. Имя мастера, впервые применившего молоточки в 1709 году во Флоренции, Бартоломео Кристофори.

         Новый инструмент имел огромное преимущество перед клавесином: по желанию исполнителя на нём можно было извлекать как громкие, так и тихие звуки с постепенным переходом от одних к другим. Ведь если сильнее ударить по клавишам, то и молоточек сильнее ударит по струне! Отсюда и происходит название инструмента — фортепиано.

         И вот фортепиано появилось на свет. Струны натянули на чугунную раму. Ничего удивительного, что понадобилась такая прочная рама, ведь сила натяжения струны — свыше 15000 кг.

         У фортепиано тоже есть корпус. Внутри деревянного корпуса — помещается чугунная рама с натянутыми на ней струнами, механика и резонансная дека. Красота звуков во многом зависит от резонансной деки. Изготавливают её из ели, она состоит из отдельных дощечек, склеенных между собой. Очень важно чтобы дерево при этом было сухое, а также имеет значение то, как расположен рисунок древесины.

         Когда нажимают клавишу, специальная механика приводит в движение молоточек, обтянутый войлоком.

         Слушая музыку в концертном зале, мы часто обращаем внимание на клавиши. Белые и чёрные. По ним бегают пальцы исполнителя. Белые клавиши расположены ближе к краю инструмента, а поглубже — четыре, по две и по три. Иногда белые клавиши покрывают дорогой слоновой костью. Чёрные клавиши обычно делают из чёрного дерева.

         Корпус нужен для того, чтобы закрыть, защитить струны. Внизу, под ногами у пианиста, мы видим педали, которые позволяют ослабить силу звука или продлить его звучание.

         Вот за изящный чёрный концертный рояль садится исполнитель и кладёт руки на клавиши...Возможно, что игра его будет вам понятнее, если вы поближе познакомитесь с инструментом. К примеру, зачем пианист нажимает ногой на педаль, отчего звучат струны, почему звук то тихий, словно журчание ручейка, то громкий, точно раскаты грома. И всё это потому, что фортепиано — инструмент, обладающий богатыми возможностями! Его звучание может сравниться с целым оркестром! Играть на нём можно одной рукой, двумя, а можно играть «в четыре руки». Кроме того, два исполнителя могут играть одновременно на двух роялях.

         Фортепианная игра прекрасно сочетается с игрой на других инструментах, например, со скрипкой, а также с оркестром.

ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

         А теперь вспомним первобытного музыканта, который однажды подул в кость. Ведь он не бросил кость в сторону, а, как только пришёл в себя от испуга, превратил его в духовой инструмент.

         Назовём его флейтой, кларнетом, гобоем, трубой, фаготом или дадим ему множество других имён, - главное, что у всех этих инструментов есть одно общее свойство, на которое обратил внимание и первобытный музыкант: звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух.

         Позднее человек просверлил в трубке (кости) отверстия и стал извлекать различные звуки — низкие и высокие.

         Спустя некоторое время из тростника сделали язычок и вставили в отверстие трубки. Колеблясь, язычок заставлял колебаться воздух, находящийся в трубке, и она звучала. Этот инструмент стал родоначальником кларнета. Когда же в трубку поместили два плотно соединённых друг с другом язычка, появился новый инструмент — прародитель гобоя. Как видите, у духовых инструментов довольно простое устройство. Если вы видели в оркестре флейту, то, наверное, уже заметили, как много на ней клапанов. Не трудно узнать её мягкой, как бы шепчущий голосок с нежными переливами. Обратите внимание, что флейтист, прикладывая губы к боковому отверстию флейты, вдувает воздух. Так он извлекает из инструмента звук. Дело в том, что внутри флейты находится воздух. А когда столб воздуха приходит в движение, раздаётся звук. Если укоротить трубку, звук получится выше.. Но как её укоротить? Надо просверлить в ней отверстия. А закрывают эти отверстия клапаны. Флейтист, нажимая на клапаны, изменяет длину столба воздуха в трубку. Но ведь отверстия можно закрывать и пальцами, скажете вы, например, как на дудочке.

         Что ж, вы совершенно правы. Когда-то отверстия действительно закрывали пальцами. Но, наверное, вы заметили, что современная флейта гораздо длиннее дудочки, так что пальцами не дотянешься до всех отверстий, да и не закроешь их достаточно плотно. Поэтому на флейте сделали клапаны.

         Современные флейты делают из дерева, а иногда из металла.

         У флейты есть маленькая сестрёнка — малая флейта, или, как чаще её называют, флейта-пикколо. Её резкий, тоненький голосок выделяется в оркестре и иногда напоминает трели певчей птички. Вам, конечно, уже понятно, отчего у флейты-пикколо такой высокий голос? потому что трубка пикколо короткая.

         А самый низкий голос у фагота. У него такой же, как у гобоя, двойной язычок, а голос низкий потому, что фагот очень длинный. Поэтому его сложили, точно вязанку дров (по-итальянски fagotto — значит «связка», «узел»). А есть ещё и другой фагот, с ещё более низким голосом — контрафагот. Представляете, какой длинный! На фаготе тоже есть клапаны, с их помощью извлекают высокие и низкие звуки.

         Фагот может звучать очень напевно или приглушённо, ворчливо или насмешливо.

         Гобой происходит от древней свирели и от старинного инструмента — зурны, которая и в наше время звучит на Кавказе и во многих странах Азии. Красивый, словно приглушённый звук гобоя напоминает также звучание другого народного духового инструмента — жалейки, издавна распространённого в России, Белоруссии, Литве.

         Кларнет обладает тёплым, сочным звуком. Словно кларнет в переводе с латинского означает «ясный». Кларнет занимает видное место в оркестрах. в камерных ансамблях он часто звучит рядом с флейтой.

         А кто из вас не знает трубы? Да разве найдётся хоть один человек, который никогда не слышал голоса трубы? Не думаем! И всё-таки стоит сказать хотя бы несколько слов об этом популярном инструменте.

         Труба — инструмент азиатского происхождения. В Европу её привезли арабы. Долгое время труба оставалась совершенно прямой или чуть изогнутой, и только позднее её придали свёрнутую форму. Сначала из-за сильного воинственного голоса её использовали в военных походах. Великий итальянский композитор Монтеверди ввёл трубу в оркестр. А для того, чтобы легче было играть мелодию, на ней поместили вентили. С их помощью можно изменять длину трубки и получать звуки, различные по высоте.

         А вот другая труба, без вентилей, называется тромбон. У него есть дополнительная трубка, выдвигая которую, музыкант увеличивает объём воздуха и тем самым меняет звук.

         Трубу изготавливают из латуни. Громкий голос трубы иногда приглушают. Для этого в раструб инструмента вставляют вставляют сурдину из дерева или металла.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

         Если перед началом концерта посмотреть на сцену, то там, в самой её глубине, вы увидите большие барабаны. А за ними подвешенные трубочки, металлические пруты, согнутые в виде треугольников, громадные медные тарелки. Всё это тоже музыкальные инструменты, ведь иначе бы им не попасть в оркестр!

         Ну хорошо, скажете вы и всё-таки мелодию на них не сыграешь, как например, на скрипке или гобое!

         И тем не менее, в оркестре они незаменимы. Ударные инструменты делятся на две группы: первая — с определённой высотой звука, вторая — с неопределённой высотой звука.

         К инструментам с определённой высотой звука относятся литавры. настроить из можно только на один какой-то звук. После того, как литаврист ударит в литавры, ему приходится снова настраивать свой инструмент, но уже на другой звук. Внешне литавра больше всего напоминает котёл, открытая часть которого затянута кожей (свиной). Для получения звука в неё ударяют колотушкой. если вспомнить черепаший панцирь маленького Гермеса, то не трудно догадаться, что котёл — это корпус литавры. Изготавливают его из меди, латуни или алюминия. Как видите, литавры — настоящий музыкальный инструмент!

         Настраивать можно даже подвешенные в металлической или деревянной раме латунные или стальные трубочки, этот инструмент называют колокола. По ним ударяю деревянным молоточком, и звук получается словно колокольный звон.

         А вот ещё один инструмент — металлический прут, изогнутый в форме треугольника, он так и называется — треугольник. У него нежный, серебристый голосок, всегда хорошо слышный в оркестре.

         И хотя ударные — довольно простые инструменты, как мы уже говорили, в оркестре они совершенно незаменимы. На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали и совершенствовали музыкальные инструменты, старались извлечь из них всё более красивые или необычные звуки.

         Слушайте и любите звуки. Внимательнее приглядывайтесь к музыкальным инструментам, ведь это плоды человеческого ума и таланта. Постарайтесь научиться различать музыкальные инструменты, и вы увидите, какую это принесёт вам радость! Но самая большая радость — научиться на них играть.

                                    Составитель: музыкальный руководитель СП «Детский сад «Сказка» 

                                        ГБОУ гимназии им С. В. Байменова Мелещенко Елена Николаевна

  

Категория: Группы | Добавил: isa (11.08.2016)
Просмотров: 1055 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz