«Как преодолеть жестокость и
агрессивность у мальчика?»
Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако
люди используют её по-разному. Одни - чтобы созидать, и тогда агрессивную
энергию можно назвать конструктивной
(активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы
и независимости). Другие - чтобы уничтожать или разрушать. Их агрессия - деструктивная (злоба, придирчивость, гнев, раздражение, жестокость,
упрямство, ненависть).
Чаще агрессивность проявляется у мальчиков.
А что же такое злое, агрессивное озорство, драки, ссоры,
которые приносят вред другим детям? Чаще всего – это нецивилизованный выход
запаса энергии, чтобы получить разрядку: выхватить, отнять игрушку у другого
ребёнка, ударить и похвастаться своим геройством.
Почему возникает
агрессия?
Потому,
что их переполняет накопившаяся энергия. Ребёнку нужно бегать,
прыгать, перегонять, лазить. Долгое сидение без движения противоречит детской
природе. Ребёнок ищет выход: если у мальчика нет возможности попинать мячик,
можно попинать своего соседа. Совет:
Предоставляйте детям разряжать накопившуюся энергию, позволяйте им как можно
больше двигаться, играть, отдыхать в движении.
Вторая причина детской агрессивности: напряжённость, неуверенность, стресс,
подавленность. В данном случае агрессия - это форма защиты от чувства
тревоги. Такие дети убегают от сильных ребят, но лезут в драку со слабыми детьми.
Оборона у такого маленького агрессора
заключается в нападении, это придаёт ему уверенности. Такому задире трудно
подружиться с другими детьми – они стараются держаться от него подальше,
попросту убегают. Он начинает навязываться, хвастаться, ещё больше обижает
детей, дерётся и, в конце концов, остаётся наедине с самим собой. Совет: Прежде всего, необходимо найти
источник неуверенности ребёнка. Им могут оказаться: скрытый семейный конфликт,
который держит в напряжении всю семью; частые наказания ребёнка; ссоры, развод
в семье; отсутствие умения общаться с ровесниками; скрытое чувство вины за
поступок. Помогите ребёнку обрести уверенность в своих силах.
Возможно, агрессивность
и конфликтность являются следствием эгоистичности
ребёнка. Если дома малыш – центр всеобщего внимания и обожания и малейшее его
желание выполняется, то, разумеется, он ждёт такого же к себе отношения со
стороны других детей и, разумеется, не всегда его получает. Но ребёнок привык к
вниманию, он требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том
числе, агрессия. Ребёнок провоцирует конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в
центре внимания. Совет: Если ребёнок
был чересчур избалован и заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое
развитие замедляется. Родителям важно изменить своё отношение к ребёнку, нужно
учить его бесконфликтно общаться с другими детьми.
Ещё один источник детской агрессивности – это эмоциональный голод, эмоциональная неудовлетворённость ребёнка.
Если ребёнок в семье «заброшен», то он вымещает накопившиеся в его маленькой
душе чувства тихо, но очень зло. Такие
дети находят удовлетворение: в обжорстве; замкнутости в себе и на своих
переживаниях; мучая животных; издеваясь над другими детьми; ябедничая; причиняя
боль без разбора и причин иногда тихо и незаметно для постороннего взгляда;
оскорбляя руганью. Совет: Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что
его любят, что он самый дорогой, что в любую трудную минуту жизни он может
прийти к вам и получить поддержку.
Как
помочь ребёнку справиться с агрессией?
Запрет и крик – самые неэффективные способы преодоления
агрессивности ребёнка. Главное – найти причины такого поведения.
Дайте ребёнку выплеснуть свою агрессию, нацельте его на
другие объекты. Разрешите: поколотить подушку; разорвать бумагу и другие
безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребёнок может
делать долго и с наслаждением.
Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек
гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при малыше планов мести.
Направьте его энергию в положительное русло: (спорт,
рисование, пение, танцы и т.д.)
Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его
возможности, а не свои желания.
Научите ребёнка жалеть. Напоминайте о его доброте (Зачем ты
так делаешь, ведь ты хороший и добрый мальчик!)
Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте
его значимость в выполняемом деле.
Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать, похвалить
ребёнка. Пусть он знает, что вы его любите, цените и уважаете.
Помните, что
бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением. Порою одно
лишь ласковое слово может снять озлобление ребёнка! |