Понедельник
06.05.2024
15:08
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Группы

Культура поведения — показатель воспитанности.


Культура поведения — показатель воспитанности.

Воспитание культуры поведения, общения, деятельности — важная задача взрослых. И решается она в процессе постоянных упражнений детей под руководством педагога, совместно с семьями воспитанников, благодаря их примеру.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство    уважение  к  человеку,   к  законам  человеческого  общества.   Она проявляется в вежливости и деликатности,  во внешних манерах и культуре общения, в предупредительности, тактичности.

Указание

Начало воспитания всех этих сторон поведения лежит в дошкольном детстве. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважение к ним, проявляется общая воспитанность ребенка.

Начинается воспитание культуры поведения у маленьких детей с самых доступных конкретных навыков. Ведь нельзя не учитывать, что накопление нравственных представлений происходит у малыша медленнее, чем усвоение внешних форм поведения. Поэтому-то и начинать приходится с воспитания у маленького ребенка этих внешних форм культуры, одновременно создавая предпосылки для нравственного их осмысления. Необходимо иметь в виду взаимодействие и взаимозависимость внешних и внутренних форм поведения. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним формам ее выражения, которые даже тогда, когда еще они не совсем осмыслены малышами, все же дисциплинируют, подтягивают, обязывают к сдержанности. А если отрицательные способы поведения укореняются, то постепенно огрубляют, обедняют и его внутренний мир.

 

Указание

Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры.

Стремясь сформировать у дошкольников настоящую воспитанность, взрослый непременно подмечает, что, например, обращаясь к маме своего товарища, мальчик назвал ее «тетя Маша», а не по имени и отчеству, что вошел в кабинет заведующей или врача, не спросив разрешения, что, встретившись в дверях со взрослым, поторопился проскользнуть первым, что вышел из-за стола, не прожевав пищу, и т. д. Он учит детей, как поступать в подобных случаях, так как они часто просто не знают, как вести себя.

      Рассмотрим разные стороны проявления культуры поведения.

  Воспитание культуры внешнего вида связано с формированием культурно-гигиенических навыков. В чем же состоит связь культуры и гигиены? Детям двух, трех лет прививают навыки личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, воспитывая потребность в чистоте; пользоваться носовым платком, салфеткой. Это как бы одна сторона воспитания. Но в процессе формирования таких навыков воспитывается культура внешнего вида, потребность в чистоте, аккуратности, опрятности. Предупреждаются проявления неряшливости безразличия к виду своего костюма, обуви, прически.

Совет

Если ребенка не приучить с раннего детства пользоваться носовым платком, салфеткой, у него постепенно пропадает чувство неловкости, ощущения дискомфорта в случае, когда заложен нос или испачканы рубашка, лицо, развивается неаккуратность, неряшливость. Находиться рядом с таким ребенком сверстникам становится неприятно. Он вольно или невольно теряет свое положение среди детей в группе.

      Можно использовать художественную литературу, что вызывает у детей негативное отношение к персонажам, представленным писателем в неприглядном виде. Например, юмористический образ замарашки, созданный К. Чуковским в «Мойдодыре», гораздо сильнее подействует на детей, чем замечание или назойливое напоминание, что надо вымыть руки, причесаться.

     Дети за столом. И вновь находятся они рядом со сверстниками. И здесь так же существует тесная связь между навыками приема пищи и навыками культуры поведения среди людей. Надо приучать детей пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно, брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее. И вместе с тем обучая правилам поведения за столом: правильно сидеть, немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать костюм, не болтать ногами, при необходимости обращаться к взрослому, вполголоса.

Культура поведения среди сверстников проявляется в умении обратиться с просьбой, попросить извинения в случае нечаянной оплошности, причинившей неприятность другому, отклонить просьбу друга, пользуясь при этом этичными формами выражения невозможности ее выполнить. Проявления культуры поведения многогранны. С самых первых дней пребывания в детском саду детям внушают необходимость здороваться при встрече с ровесниками или взрослыми. Сначала этот навык формируется по подражанию воспитателю, маме, но постепенно они узнают смысл «волшебных» слов «добрый день», «здравствуйте».

   Если ты вошел в дом и обратился к находящимся в нем людям со словом  «здравствуйте», тем самым ты пожелал всем здоровья, проявил интерес к ним. Но эти   слова   будут   приятны   только   тогда,    когда   они   будут   произнесены доброжелательным тоном, сопровождаться улыбкой и взглядом.

   Вместо слова  «здравствуйте» можно сказать «доброе утро», «добрый
день». А, уходя, надо не забыть попрощаться со словами «до свидания», «будьте здоровы»,  «до  новой  встречи».  Такими словами  выражается  желание  вновь встретиться с этими людьми, увидеть их здоровыми.

Совет

Взрослый знакомит детей с общепринятыми правилами, регулирующими поведение, помогает им осмыслить, как надо вести себя со взрослыми, сверстниками, и дома, и в детском саду, и в общественных местах, на улице. Правила являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения.

 

    Детям младшего дошкольного возраста взрослый постоянно напоминает о соблюдении правил. Такое напоминание является своеобразной профилактикой против возникновения отрицательных привычек. И это очень важно, так как «если не воспитаны разумные привычки и навыки — значит, воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. А это значительно труднее, а иногда и невозможно» (А. С. Макаренко).

Подсказывая детям, как надо поступать, взрослый как бы программирует их действия, предвосхищая отрицательные проявления. Например: «Перед тем как войдем в помещение, все тщательно вытрем ноги. Аккуратные дети всегда так поступают».

     Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл вводимых правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослых. («Вытер ноги, убрал за собой - значит, уважаешь того, кто наводил порядок в комнате»), уважение к покою, удобству окружающих («Нельзя громко разговаривать или играть в мяч там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям») и т.д.

      Совет

 Выбирая способы влияния на детей, взрослый, конечно, учитывает возраст,  конкретную ситуацию, накопленный опыт. В одном случае можно мягко, но тоном, не допускающим возражения, сказать: «Так не обращаются к старшим». Полагается называть взрослых на «вы». В другом сделать замечание, например: «Разве так можно? А если бы с тобой так обошлись, тебе было бы приятно?» В третьем воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя некрасиво. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел? Почему ты так думаешь?» Главное, чтобы любое замечание было тактичным, будило совесть ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста способны понимать, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны, соблюдать общепринятые нормы культуры поведения. Взрослый разъясняет им, что привлекать внимание окружающих неприлично; что, идя по улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов недозволительно. Такое поведение — признак невоспитанности, неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.

Совет

Знакомить детей с нормами поведения это не значит постоянно морализировать   и   читать   им   нотации   Показ   и  разъяснение   не   должны превращаться в нудное натаскивание, а совершаться в обычных естественных условиях, вытекающих из жизненных ситуаций.

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности. И не зря стало крылатым выражение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость выражается в умении общаться с окружающими людьми. Это воспитывается у детей всей атмосферой детского сада и семьи, окружающим взрослыми. И взрослому следует помнить золотое правило: только вежливость рождает вежливость.

Совет

Взрослый добивается, чтобы вежливость детей основывалась на искренности доброжелательности, уважении к окружающим. Иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к воспитателю произносит обязательное «пожалуйста«. Этого мало. Надо, чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью.

Деликатность. Человек, обладающий этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не станет задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. Основы деликатности формируются в детстве. Ребят приучают мягко отклонять предложение сверстника, если оно не соответствует их планам или интересам, но при этом не допуская насмешек по поводу высказанного предложения, объясняют, как дружелюбно разъяснить сверстнику его ошибку, учат признаваться в своей оплошности, просить извинения за доставленное неудобство.

     Культура отношения к взрослым.           Указание.

Культура поведения проявляется у детей в их отношении к взрослым: в уважении к ним, их просьбам, в умении выслушивать взрослых, не перебивая, благодарить за помощь, совет, услугу; детей приучают называть взрослых по имени-отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, не вступать в общение без необходимости,

Если внимателен к выполнению детьми правил поведения, не допускает отклонения от них, то вскоре они становятся для детей нормой.

И вежливость не только проявляется в умении здороваться или прощаться, извиняться или благодарить, но и становится способом выражения доброжелательности, общительности, уважения к окружающим.

 

Р.С. Буре, Л.Ф. Островская «Воспитатель и дети», М. ЮВЕНТА, 2006г.


Категория: Группы | Добавил: skazka (31.01.2012)
Просмотров: 3425
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz