Картина – это окно в чудесный, загадочный, таинственный мир
действительности, созданный ребенком.
Развитие связной монологической и диалогической речи детей – одна из главных задач в детском саду.
Чтобы сформировать умения детей связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определенную тему, необходимо расширять словарный запас детей, воспитывать звуковую сторону речи и формировать грамматический строй речи.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируется лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудостью (подлежащее – сказуемое), наличие слов – повторов («ну», «потом», «вот» и т.д), но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Работа по составлению рассказов по картине начинается со знакомства с картиной.
I. Подготовительная работа.
П.Р. предваряет составление рассказа. Её значение велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы:
1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
Вопросы, направленные на:
v Анализ сюжета картины;
v Пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
v Создание стимула к фантазированию;
v Пресс – конференция.
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
v Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
v Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
v Построение синонимических рядов;
v Нахождение на картине предметов, имеющих несколько значений (многозначные слова);
v Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Игры.
v Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
§ «Назови детали картины»;
§ «Найди предмет»;
§ «Классификации»;
v Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
§ «Что с чем?;
§ «Ассоциативные ряды или круги»;
v Сенсорные игры.
§ «Сенсорная копилка»
§ «Чудесный мешочек»;
§ «Раскрась так же»;
v Языковые игры.
§ «Скажи ласково»;
§ «Множественное число»;
§ «Действия»;
§ «Рифмы»;
§ «Доскажи словечко»
Следующий этап работы:
II. Репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания.
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам воспитателя:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по сенсорным символам;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
• Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
• Сравнительное описание по аналогии.
• Сравнительное описание по вопросам;
• Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам воспитателя;
• по плану;
• Частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• С помощью схематично изображенных деталей;
• Описание динамического сюжета.
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• По аналогии;
• По сюжетной картине и стихотворению;
• По предложениям, составленным из опорных слов;
• По картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказа от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• Рассказа от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• Придумывание сказки (кантоминация);
• Придумывание рассказа на тему.
• Аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
ПРАВИЛА
для смелых и упорных педагогов
1. Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через пять лет станет легче;
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
4. После проведения занятия посмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним. Более точным.
5. Если рассказ не получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди. |