В школе, на первом этапе многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.
Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, мною была разработана программа развития каллиграфических навыков у детей старшего дошкольного возраста, позволяющая каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности.
Цель данной программы: обеспечить индивидуальный подход в психомоторной подготовке ребёнка к формированию базового навыка – письма.
Программа рассчитана на 28 занятий продолжительностью по 30 минут.
Занятия включают тематически подобранные комплексы пальчиковой гимнастики, графические задания по подготовке к каллиграфии, штриховку рисунков по образцу, отгадывание загадок, словесные игры.
Таким образом, дети совершенствуют графические умения, координацию движений руки в выполнении штриха по контуру, а затем самостоятельно тренируют глазомер; развивают также зрительно-пространственное восприятие в составлении образов знакомых предметов на бумаге с помощью обводки трафаретов.
Пальчиковые упражнения укрепляют у детей мелкую мускулатуру кисти руки, тонизируют кору больших полушарий мозга, повышая умственную работоспособность.
Отгадывание загадок, словесные игры способствуют развитию мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения, устойчивости произвольного внимания.
Задания для детей 6 - 7 лет сложны и требуют активного сосредоточения на предмете деятельности, а также большого количества времени и специальной подготовки к их выполнению. Поэтому на данном этапе занятие в основном посвящено выполнению графического задания.
Для снятия двигательного напряжения проводится гимнастика для кисти рук и пальцев.
Работа на этом этапе включает графическую работу с помощью трафаретов линейки.
Ребёнок знакомится с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов.
Очень важно следить, чтобы ребёнок правильно держал карандаш, можно рассказать ему в игровой форме историю.
«Жили-были: цыплёнок (указательный пальчик), его папа (средний палец), мама (большой). На день рождения цыплёнку подарили конфету (карандаш), которая была тяжёлая. Решил папа её подержать, помочь цыплёнку, мама сверху придерживает, а цыплёнок клюёт».
Так ребёнок обучается свободно держать карандаш, не прогибая от напряжения указательный палец в фаланге.
Из за слабой мелкой моторики руки и координации движений многим детям сложно выполнять волнистые штрихи, петлеобразные линии, проводить спиралевидные линии, завитки.
Помочь точному проведению штрихов могут следующие приёмы: рисование рукой линий в воздухе, показ ребёнком направления штриха указательным пальцем на бумаге. При выполнении петель можно предложить проговорить вслух направления движений руки: «снизу-вверх», «плавно закругляем вправо», «потом вниз», «снова вверх».
Итак, для работы детям необходимы: линейка с трафаретом, простой карандаш ТМ, цветные карандаши, ластик (в редких случаях), образцы рисунков. Обводка и штриховка выполняются простым карандашом.
Перед занятием провожу с детьми игру на координацию речи с движением по данной лексической теме. Например, если тема занятия «Дикие животные», проведу игру «Медведь» (Стоим кружком, в центре спит медведь).
Как на горке снег, снег.
|
Руки вверх – вдох.
|
И под горкой снег, снег.
|
Присели, опустили руки, выдох.
|
И на ёлке снег, снег.
|
Руки вверх – вдох.
|
И под ёлкой снег, снег.
|
Присели, опустили руки, выдох.
|
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь!
|
На цыпочках бежим по кругу.
|
После игры дети садятся на стульчики и рассматривают образец, находят трафареты, необходимые для рисунка (голова – круг, туловище – прямоугольник, лапы – овалы, бочка с мёдом – трапеция).
Далее предлагаю детям пальчиковую игру (в данном случае «Есть у каждого свой дом»)
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочке в лесу на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(Загибаем пальчики на обеих рука, начиная с мизинчика)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
(Кулачок – ладошка)
Можно изобразить ладошками мордочку медведя: средний, безымянный и большой пальцы прижаты к ладони, а указательный и мизинчик сверху полусогнуты – это «уши».
Перед выполнением рисунка важно напомнить детям о правильной осанке и о правилах: тетрадь не переворачивать, карандаш держим правой рукой тремя пальчиками, трафаретную линейку прижимаем к листу левой рукой.
Далее дети самостоятельно выполняют рисунок, от руки делают штриховку и, по желанию, раскрашивают его цветными карандашами.
В подготовительной группе дети сами оценивают свои рисунки при помощи звёздочек: золотая – красиво, правильно; серебристая – трудно. Так у детей формируется адекватная самооценка, что очень важно для гармоничного отношения ребёнка с самим собой.
Материал подготовила воспитатель Люфт Е.В.
|