Воскресенье
22.12.2024
21:18
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Группы

Развитие каллиграфических навыков у детей подготовительной к школе группы

В школе, на первом этапе многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.

Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, мною была  разработана программа развития каллиграфических навыков у детей старшего дошкольного возраста, позволяющая  каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом  индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности.

Цель данной программы: обеспечить индивидуальный подход в психомоторной подготовке ребёнка к формированию базового навыка – письма.

Программа рассчитана на 28 занятий продолжительностью по 30 минут.

Занятия включают тематически подобранные комплексы пальчиковой гимнастики, графические задания по подготовке к каллиграфии, штриховку рисунков по образцу, отгадывание загадок, словесные игры.

Таким образом, дети совершенствуют графические умения, координацию движений руки в выполнении штриха по контуру, а затем самостоятельно тренируют глазомер; развивают также зрительно-пространственное восприятие в составлении образов знакомых предметов на бумаге с помощью обводки трафаретов.

Пальчиковые упражнения укрепляют у детей мелкую мускулатуру кисти руки, тонизируют кору больших полушарий мозга, повышая умственную работоспособность.

Отгадывание загадок, словесные игры способствуют развитию мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения, устойчивости произвольного внимания.

Задания для детей 6 - 7 лет сложны и требуют активного сосредоточения на предмете деятельности, а также большого количества времени и специальной подготовки к их выполнению. Поэтому на данном этапе занятие в основном посвящено выполнению графического задания.

Для снятия двигательного напряжения проводится гимнастика для кисти рук и пальцев.

Работа на этом этапе включает графическую работу с помощью трафаретов линейки.

Ребёнок знакомится с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов.

Очень важно следить, чтобы ребёнок правильно держал карандаш, можно рассказать ему в игровой форме историю.

«Жили-были: цыплёнок (указательный пальчик), его папа (средний палец), мама (большой). На день рождения цыплёнку подарили конфету (карандаш), которая была тяжёлая. Решил папа её подержать, помочь цыплёнку, мама сверху придерживает, а цыплёнок клюёт».

Так ребёнок обучается свободно держать карандаш, не прогибая от напряжения указательный палец в фаланге.

Из за слабой мелкой моторики руки  и координации движений многим детям сложно выполнять волнистые штрихи, петлеобразные линии, проводить спиралевидные линии, завитки.

Помочь точному проведению штрихов могут следующие приёмы: рисование рукой линий в воздухе, показ ребёнком направления штриха указательным пальцем на бумаге. При выполнении петель можно предложить проговорить вслух направления движений руки: «снизу-вверх», «плавно закругляем вправо», «потом вниз», «снова вверх».

Итак, для работы детям необходимы: линейка с трафаретом, простой карандаш ТМ, цветные карандаши, ластик (в редких случаях), образцы рисунков. Обводка и штриховка выполняются простым карандашом.

Перед занятием провожу с детьми игру на координацию речи с движением по данной лексической теме. Например, если тема занятия «Дикие животные», проведу игру «Медведь» (Стоим кружком, в центре спит медведь).

 

Как на горке снег, снег.

Руки вверх – вдох.

И под горкой снег, снег.

Присели, опустили руки, выдох.

И на ёлке снег, снег.

Руки вверх – вдох.

И под ёлкой снег, снег.

Присели, опустили руки, выдох.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь!

На цыпочках бежим по кругу.

 

После игры дети садятся на стульчики и рассматривают образец, находят трафареты, необходимые для рисунка (голова – круг, туловище – прямоугольник, лапы – овалы, бочка с мёдом – трапеция).

Далее предлагаю детям пальчиковую игру (в данном случае «Есть у каждого свой дом»)

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели белочке в лесу на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

(Загибаем пальчики на обеих рука, начиная с мизинчика)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

(Кулачок – ладошка)

Можно изобразить ладошками мордочку медведя: средний,  безымянный и большой пальцы прижаты к ладони, а указательный и мизинчик сверху полусогнуты – это «уши».

Перед выполнением рисунка важно напомнить детям о правильной осанке и о правилах: тетрадь не переворачивать, карандаш держим правой рукой тремя пальчиками, трафаретную линейку прижимаем к листу левой рукой.

Далее дети самостоятельно выполняют рисунок, от руки делают штриховку и, по желанию, раскрашивают его цветными карандашами.

В подготовительной группе дети сами оценивают свои рисунки при помощи звёздочек: золотая – красиво, правильно; серебристая – трудно. Так у детей формируется адекватная самооценка, что очень важно для гармоничного отношения ребёнка с самим собой.

Материал подготовила воспитатель Люфт Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Группы | Добавил: isa (09.12.2014)
Просмотров: 1054
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz