Воскресенье
28.04.2024
22:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Группы

Роль взрослого в развитии речи ребенка

  

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно  синзитивно  к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет взрослый и его речь. Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

     Усваивая родной язык, ребёнок овладе­вает важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Характерной особенностью ребёнка дошкольного возра­ста является подражательная речь, которая обусловлена свое­образием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, ребёнок этого возраста под­ражает всему, что он видит и слышит в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред­ственно с ним связаны, к которым у ребёнка сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредствен­но связан ребёнок, является родитель.

Поведение, речь матери, отца,  их внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия ребёнка, связан­ное с подражательностью, должно быть использовано в его воспитании и обучении, и, в частности, при обучении родному языку.           

Речь взрослого является образцом для ребёнка в широком значении этого слова, прежде всего — в разго­ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с взрослым. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным ребёнку.

При разговоре с младшими детьми речь взрослого должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем сле­дует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол”.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачи­вается много труда. Надо беречь труд взрослых, кото­рые стирает скатерти”.

         Грамматическая правильность речи взрослого обязательна.

При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь взрослого отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

    Взрослый, рассказывая или пересказывая какое-либо художественное произведение, должен раскрыть его эмоциональную сторону, который повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

    Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и до­ступные возрасту и развитию детей, допустимы для пере­сказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понят­ным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние дета­ли, подробности затрудняют усвоение сущности, а пото­му и осложняют самый пересказ. Вначале следует выби­рать рассказы возможно ясные и простые по конст­рукции.

Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи “полные ответы” хоть ка­кую-нибудь роль? Иногда можно дать план рассказа. Предположим:

1. Дети отправились в лес.

2. Неприятное приключение в лесу.

3. Возвращение домой.

 По нему взрослый составляет рассказ. Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

         Очень желательно да­вать такое начало, которое предоставляло бы простор во­ображению детей разветвляться в разных, часто противо­положных направлениях. При этом в высшей степени интересно следить за проявлением индивидуальности детей, их психики и мировоззрения.

     Рассказывание по картинкам — один из наибо­лее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предше­ствовать образцовый рассказ взрослого. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.

     Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2—3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.

         Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача взрослого максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Речь взрослого является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации взрослого в зависимости от свойств описываемого события, и чем правильнее будет звучать речь взрослого, тем правильнее будет развиваться речь ребёнка. Взрослый должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

                                      Воспитатель  средней группы № 12 «Улыбка» Юшкина Н. Ю.

Категория: Группы | Добавил: isa (30.12.2015)
Просмотров: 514
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz