Консультации для родителей
Игры и упражнения
для развития речи ребенка по дороге в детский сад
Овладение речью
ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием.
Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях,
знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные
бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только
расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только
взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского
общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к
окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят
от того, как общаются с ним взрослые, как и о чём они с ним разговаривают.
Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень
общения дошкольника. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет
происходить в игровой форме.
«Я
заметил»
«Давай проверим, кто
из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а
еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил
кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по
очереди.
«Волшебные
очки»
«Представь, что у нас
есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым,
синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи:
красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай
искать на кухне слова»
Какие слова можно
вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним
вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и
«кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим
сок»:
Из яблок сок…
(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из
моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый
сок из чего? И т.д.»
«Доскажи
словечко»
Взрослый начинаете
фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а
воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок,
а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью
засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный
свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё
развешивают, а сухое…
- Вечером солнце
заходит, а утром…
«Отгадай,
кто это»
Взрослый произносит
слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт,
прячется? (заяц)
- Бодается, мычит,
пасётся?
- Крадётся,
царапается, мяукает?
- Шипит, извивается,
ползает?
Если справились,
попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное,
а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай
предмет по его частям»
- Четыре ножки,
спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки,
листья.
- Носик, крышка,
ручка, донышко.
- Корень, стебель,
листья, лепестки.
«Упрямые
слова»
Расскажите ребенку,
что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье,
какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У
Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и
т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в
предложениях.
«Исправь
ошибку» Взрослый читает
предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в
собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку
прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали.
И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка
(собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»
Подготовила: воспитатель Бычкова
Г. Ю. |