Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое
внимание - очень важная
особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать
звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький
ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель
упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и
слышать.
Игры
"Отгадай, что звучит"
Нужно показать малышу, какие звуки
издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук
издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так,
чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой
предмет издает такой звук.
"Солнце или дождик"
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода
хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый
говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка
подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот
должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или
«прятаться».
"Разговор шепотом"
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и
понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша
принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
"Угадай, кто говорит"
Подготовьте для занятия изображения
животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите
«голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает,
какое животное так «говорит».
"Слышим звон и знаем, где
он"
Попросите ребенка закрыть глаза и
позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту,
откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
«Какие звуки нарушают тишину?»
«Кто услышит больше звуков?»
Прислушаться к звукам вокруг себя и назвать
то, что слышишь. Варианты: Назови звуки улицы; Вспомни звуки леса, луга,
болота. «Найди по звучанию такую же
коробочку с крупой»
В коробочки насыпаются различные виды круп,
нужно найти такую же. Также внутри коробочки могут быть: кусочки картона,
монетки, пуговки.
«Жмурки с колокольчиком»
Водящему завязывают глаза, а тому, кого ловят, дают в руки колокольчик.
Водящий ловит играющего по звуку колокольчика.
«Морзянка»
Ведущий простукивает определенный ритм,
играющие должны его повторить.
«Угадай по звуку, что я делаю?»
Когда мы делаем что-либо, мы издаем звуки.
Ребенок закрывает глаза и слушает: например, он слышит шуршащий звук-как
будто веник подметает пол, тук-тук -это уже молоток забивает гвоздь и т. д.
Игры с фонограммами; Песенки насекомых; Голоса животных,
птиц; Звуки транспорта; Звуки рабочих инструментов. Для развития речи ребенка используйте игры
направленные на развитие фонематического слуха. Игры для малышей Поймай
звук
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав
заданный звук. Хорист
Пропеваем заданный звук с разными интонациями. Повторение
цепочек слогов Слоги
задаются с разной силой голоса, интонацией. Простые
цепочки из слогов: ма, ба, за, да, ва, на. К согласному в простых цепочках
прибавляются гласные а, о, у, э, ы. Чуть посложнее с гласными, дающими
мягкость: и, е, ё, ю, я. Более
сложными являются шипящие, свистящие звуки и пары глухой-звонкий, они
применяются либо как усложнение, либо для детей постарше: (са-ША-са), (за-за-СА).
Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р,
п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие).
Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно
дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за,
за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п. Примеры
слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков) Звуковые
песенки
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу),
«у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала
ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем – второй.
Усложнение: малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых
символов и прочитывает составленную схему. Звуковые
стишки За-за-за За окном идет
гроза Зу-зу-зу Не пойдем
гулять в грозу Зы-зы-зы Погляди-ка,
нет грозы! Са-са-са У меня в руке
оса Су-су-су Выпущу сейчас
осу Игры на развитие фонематического слуха для
детей старшего и
подготовительного к школе возраста. Если Ваш
ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие
игры: "Услышишь
- хлопни"
Взрослый
произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав
заданный звук, хлопает в ладоши. "Внимательный
слушатель"
Взрослый
произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них
(начало, середина или конец слова). "Нужное
слово"
По
заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале,
середине, конце слова. "Зоркий
глаз"
Детям
предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть
заданный звук, и определить его место в слове. "Сложи
звук"
Взрослый
произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова,
например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
"Скажи
наоборот"
Взрослый
проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
|