Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
2. способствовать сплочению родительского коллектива;
3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Участники: родительский коллектив, воспитатели группы.
Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; бумага, заготовки из бумаги в виде сердца; фломастеры; памятки для родителей; проектор; рисунки детей.
Форма проведения: семинар-практикум
Ход:
Звучит песня Ю.Антонова «Крыша дома твоего». В зал входят родители.
- Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады, Вас приветствовать! Наша встреча сегодня посвящена роли семьи в воспитании ребенка.
А вы знаете, как появилась семья?
(Воспитатель читает стихотворение А. Дмитриева «Семья»)
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я – тихо молвит Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «я» —
Вот так на Земле появилась семья.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе ведущими общее хозяйство”.
- Современная семья выполняет следующие функции: репродуктивную,
- воспитательную,
- хозяйственно-экономическую,
- рекреативную (взаимопомощь, организация досуга и отдыха), коммуникативную и регулятивную (включающую первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в семье).
Важнейшей функцией семьи, является воспитательная функция.
Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Ведь только в семье человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждения своей значимости и уникальности.
2. Воспитатель: Уважаемые родители,
пожалуйста, расскажите о своей семье. Предлагаем Вашему вниманию вопросы:
Вопросы родителям:
- Сколько детей в вашей семье?
- Почему вы назвали вашего ребенка именно так?
- Какое любимое занятие вашей семьи и ваших детей?
- Как вы воспитывали в ребенке бережливость, доброе отношение к людям?
- Как вы проводите всей семьей выходные дни?
- Кем работает папа?
3. Воспитатель: Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге, и конечно, с дома.
Родительский дом – всему начало. Ведь именно родители закладывают в своего ребенка, то, с чем он живет потом всю свою жизнь.
Это житие – бытие под одной крышей, в кругу близких людей, их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом.
Однажды скульптор Роден сказал:
«Дом должен улыбаться улыбкой человеческой души».
А вы знаете пословицы о доме, семье, дружбе? Давайте их вспомним.
- В своем доме и стены помогают.
- Мой дом – моя крепость.
- В тесноте, да не в обиде.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом как полная чаша.
- Куда мать, туда и дочь.
- Не растет трава без корней.
- Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам.
- Сын за отца не отвечает.
- Хоть дитя криво, а матери мило.
- Сор из избы не выносят.
- Как аукнется, так и откликнется.
- В дороге и отец сыну товарищ.
- Жена приласкает, а мать пожалеет.
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- Всякому мужу своя жена мила.
- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы учимся ценить свою семью, близких и друзей.
- 4. Вашим детям была предложена для рисования тема: «Моя семья». Перед вами их рисунки и маленький рассказ о том, как они видят свою семью, это взгляд их восприятия.
(Рисунки детей)
Звучит песня «Маленькая страна» Н. Королевой.
Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.
Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важны совместные занятия, игры, приобщение ребенка к полезным и увлекательным хобби отца и матери.
5. Викторина «Ценности вашей семьи»
Говоря о семье, мы можем говорить о приоритетах в воспитании и развитии детей и семейных ценностях.
Предлагаем вашему вниманию викторину «Ценности вашей семьи»
Из предложенных качеств выберете три наиболее значимых для вас и вашей семьи, проговорите их. Объясните, почему именно эти качества Вы выбрали.
- ум,
- совесть,
- честь,
- оптимизм,
- здоровье,
- материальный достаток,
- воспитанность,
- образованность,
- интеллигентность,
- верность,
- целеустремлённость,
- уметь находить выход из любой ситуации,
- умение подчинятся,
- ответственность,
- жизнерадостность,
- доброта,
- послушание,
- находчивость.
6. «Традиции моей семьи»
Воспитатель: Мы знаем, что каждая семья – целый мир, своя культура, традиция. Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:
- Если дети в нашей семье капризничали, то родители…
- В моей семье было запрещено…
- Свободное время в моей семье посвящалось…
Благодарим за ответы!
7. Упражнение «Чаша»
Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими качествами вы хотели бы его наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
(Родители пишут на «сердечках» качества.
Педагоги собирают «сердечки», размещают их в «чаше» на мольберте)
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у ребенка!
(Озвучиваются качества, написанные на «сердечках»)
Воспитатель: Хочется закончить нашу встречу такими словами:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
О.Высотская
Дорогие, родители!
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.
Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей.
Удачи в воспитание ваших детей.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина,
слова С.Шаферана.
Литература
Научно — практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №6, 2008г.
Приложение
Стихотворение А. Дмитриева «Семья»
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я – тихо молвит Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «я» —
Вот так на Земле появилась семья.
Анкета для детей
- Чем любит заниматься твоя мама?
- В какие игры ты играешь дома?
- Кем работает папа?
«Традиции моей семьи»
- Если дети в нашей семье капризничали, то родители…
- В моей семье было запрещено…
- Свободное время в моей семье посвящалось…
Викторина «Ценности вашей семьи»
- ум,
- совесть,
- честь,
- оптимизм,
- здоровье,
- материальный достаток,
- воспитанность,
- образованность,
- интеллигентность,
- верность,
- целеустремлённость,
- уметь находить выход из любой ситуации,
- умение подчинятся,
- ответственность,
- жизнерадостность,
- доброта,
- послушание,
- находчивость.
Пословицы о доме, семье, дружбе
- В своем доме и стены помогают.
- Мой дом – моя крепость.
- В тесноте, да не в обиде.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом как полная чаша.
- Куда мать, туда и дочь.
- Не растет трава без корней.
- Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам.
- Сын за отца не отвечает.
- Хоть дитя криво, а матери мило.
- Сор из избы не выносят.
- Как аукнется, так и откликнется.
- В дороге и отец сыну товарищ.
- Жена приласкает, а мать пожалеет.
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- Всякому мужу своя жена мила.
- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
Памятка для родителей
«Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми»
- Каждый вечер уделяйте ребенку время для бесед, игр,
- Рассказывайте сказки на ночь, говорите о том, какой у меня добрый, умный, вежливый, храбрый сын (дочь).
- Вместе с ребенком смотрите детские передачи, мультфильмы, обсуждайте их,
- Перед сном совершайте прогулки перед сном,
- Ребенок никогда не ложится спать непрощеннным,
- Никогда не решайте конфликты взрослых при детях,
- Укладывайте ребенка в одно и то же время, не позже 21часа,
- Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
- Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
|