Ребенок плохо
говорит? Почему?
В
последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой
патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все больше малышей, речь
которых развивается без серьезных отклонений от нормы. В чем же проявляются
речевые нарушения?
-
Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков,
пропуски, замена звуков.
-
Нарушение слоговой структуры слова.
-
Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слова.
-
Неправильное грамматическое оформление
высказывания.
-
Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования,
прогнозирования высказывания и др.).
-
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы,
высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
-
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи,
запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков,
слогов, слов и др.
-
Бедность выразительных средств устной речи.
-
Нарушение общения.
Различные по степени тяжести отклонения
от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинам, имеющими либо биологическую, либо
социальную природу, которые воздействуют на ребенка, начиная с беременности
матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего возраста.
Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения
имеют определенный механизм образования:
органические нарушения и функциональные.
Органические нарушения
возникают при поражении механизмов в центральной (центральная нервная система)
или переферической части (артикуляционный аппарат) речевого аппарата.
Причины (травмы, интоксикации, генетические,
сосудистые, инфекционные заболевания и др.) воздействуют на сам
биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период
внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст.
Функциональные нарушения возникают вследствие
воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической
запущенности, стрессов и психических заболеваний, при недостаточности
эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и
близкими людьми.
Развитие
речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное
одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные
возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7
лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов
речевой деятельности и возникает риск появления нарушений.
Большинство
детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля
(логопед, невролог, педагог и др.), а также в их комплексном воздействии.
Если вы заметили трудности в общении
вашего ребенка, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому
психологу. Чем раньше будет выявлено нарушение и его причина, тем скорее будет
найден путь решения проблемы, и тем эффективнее будет коррекционная работа.
|