ГЕНДЕРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
музыкальный руководитель – Самороднова И.М.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели
к разрушению традиционных стереотипов
мужского
и жен-ского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей,
феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не
считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие пред-ставительниц прекрасного пола, многие из них
стали занимать лидиру-ющие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и
"мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою
очередь, утрачива-ют способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они по-степенно
превращаются в "потребителей", а все обязанности по
воспита-нию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологи-ческие позиции детей, их
сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми,
а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие де-вочки лишены скромности, нежности,
терпения, не умеют мирно разре-шать конфликтные
ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют посто-ять
за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости,
у них отсутствует культура поведения по отношению к де-вочкам.
Со словами
Л.Н.Толстого не согласиться невозможно. « От новорожденного до пяти лет
страшное расстояние».
В течение
пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает
мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И
поэтому мы - взрослые - в этот период должны быть надежными наставниками,
помощниками и друзьями.
В нашем ДОУ
осуществляется полоролевая социализация
детей дошкольного возраста, с учетом условий дифференцированного подхода к
воспитанию мальчиков и девочек.
Мы
считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в
сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком
ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью детей знакомим с
русскими народными играми, хороводами, заучиваем пословицы и поговорки о
женских и мужских качествах, семье, труде.
На музыкальных занятиях наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, кадриль и т.д.),
обыгрывании песен, хороводов, стихотво-рений,
драматизации сказок, проведении праздников и развлечений.
Мальчики
на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества
(храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость),
учатся вести себя в обществе (уроки этикета).
Девочки –
становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), мягкими, беззащитными,
требующими к себе внимание.
Овладению
традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности
– у девочек помогают такие средства воздействия, как музыка (классическая,
народная), художественное слово (сказки,
былины, стихи, рассказы), атрибутика (цветы, шарфы, ленты), элементы мужских и
женских костюмов.
Большую
помощь в воспитании мальчиков и девочек оказывают родители. Они являются
прямыми участниками всех проводимых праздников, досугов и развлечений. Совместно
с родителями проводился досуг, посвященный Дню Защитников Отечества, где папы,
своим личным примером, показывали при выполнении заданий силу, мужественность,
находчивость и т.д. Мамы – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в
рукоделии.
Такая работа по созданию в детском
саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесет
положительные результаты. Будет расти культура поведения и общения
детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки -
доброжелательными по отношению к мальчикам.
|