Эмоциональное развитие ребёнка средствами искусства и роль эмоций в формировании личности рассматривается как приоритетное направление в педагогике. Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по своему содержанию.
Исследования показывают, что музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта ребёнка. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Она наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в ней ребёнок легко и свободно находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.
Нас всегда волновали вопросы: как более полно развить у детей эмоциональную отзывчивость и осознанность восприятия? Каким образом вызвать у них желание слушать классическую музыку?
Ответы на эти вопросы мы нашли в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в которой научно обоснованы и методически выстроена система формирования базы музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.
Мы поставили себе цель: активизировать и установить взаимосвязь эмоционального и осознанного восприятия музыкальных произведений на основе творческого диалога ребёнка с искусством, организованного в форме музыкальной игры.
Большим подспорьем в нашей работе стала методика к.п.н., доцента кафедры эстетического воспитания ТГУ И. В. Груздовой, в которой музыкальная игра основана на механизме уподобления.
Игры-уподобления — это творческая деятельность по ориентировке в способах выражения музыкальной мысли, свидетельствующая об активной позиции участников музыкальной игры.
Руководство музыкально-игровой деятельностью осуществляется поэтапно, с учётом логики развития эмоциональной отзывчивости на музыку:
На первом этапе предполагается активное включение ребёнка в процесс уподобления высокохудожественным образцам произведений классического искусства.
На втором этапе руководства игрой происходит активизация жизненных и музыкальных впечатлений, позволяющих детям творчески интерпретировать содержание музыки при создании музыкально-игрового образа.
На третьем этапе руководства музыкальной игрой предполагается творческое применение опыта музыкально-игровой деятельности в условиях свободного импровизирования.
Освоение содержания музыкальных произведений, сказок, литературных и художественных шедевров осуществляется посредством обогащения эмоциональной сферы дошкольников в процессе художественно-творческой игровой деятельности, продуктом которой являются музыкально-игровые, танцевальные, сценические образы, музыкальные импровизации, музыкальные истории, рисунки. Так музыкальная игра складывается путём объединения игр-уподоблений. игр-инсценировок, обыгрывания музыкальных образов в единый целостный спектакль.
Творческий диалог ребёнка с искусством, организованного в форме музыкальной игры, способствует обогащению эмоционального интеллекта, эстетического опыта и раскрытием художественно-творческих способностей детей.
На экране транслируются фрагменты игр-уподоблений: игра-сказка «Чиполлино» по мотивам сказки Дж. Родари, «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х Андерсена, «Снегурочка» по мотивам р. н. сказки., «Лягушата в красных шляпках» по мотивам рассказа Е. Бехлеровой, «Путешествие по музею-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске».
В 2016-17 учебном году педагогами нашего детского сада был разработан и апробирован проект «Классика-источник вдохновения», результатом которого стали:
- Практическое руководство для педагогов дошкольной образовательной организации, по формированию у дошкольников ценностного отношения к достижениям человечества в области культуры и искусства;
- музыкальная шкатулка с полным собранием записей классических и народных произведений искусства (музыка, литература, живопись).
Вы можете ознакомиться с продуктами и основными направлениями проекта на стенде.
|