Понедельник
29.04.2024
14:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы муз. руководителей

Музыкотерапия в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

 

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Большое значение для развития ребенка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Тревожность дошкольников оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей является психологический микроклимат семьи. Для ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с дошкольниками с проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками с высоким уровнем тревожности в дошкольном образовательном учреждении, занимает музыкотерапия.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

Методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Цель занятий – использование музыкотерапии в коррекции тревожности у

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- выявить теоретические основы использования музыкотерапии в коррекции тревожности у детей;

- отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений;

- апробировать программу по использованию музыкотерапии в коррекции тревожности старших дошкольников.

По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.

-рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Проводится в индивидуальной форме.

- активная - активное исполнительское участие ребенка в музыкальном процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте.

- интегративная – построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.

Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми 6-7 лет определяется тем, что в этом возрасте у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки связанные с художественной, музыкальной деятельностью.

Тревожность серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

Тревожность влияет па психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детской тревожности являются нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

Психотерапевтические сеансы по рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении могут проводиться как в индивидуальной, так и (при активных видах) в подгрупповой форме. Вариант организации определяется характером имеющегося нарушения в развитии ребенка.

В случае, когда проблема ребенка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (эмоциональной депривации. переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, страхов в импульсивности эмоциональных реакций, то более эффективно на начальном этапе использование индивидуальных форм музыкотерапии.

А когда сложности ребенка концентрируются вокруг социального приспособления (сложности коммуникативно-рефлексивной деятельности, наличие психотравмирующих межличностных внутрисемейных отношений, дисгармоничная, искаженная самооценка, негативная «Я-концепция», то предпочтительнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.

Музыкальный руководитель Самороднова И.М.

 

Категория: Советы муз. руководителей | Добавил: isa (21.12.2014)
Просмотров: 1150
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz