Среда
24.04.2024
21:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы муз. руководителей

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

 

В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим "Самоанализом результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя

СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии № 1 города Похвистнево Самарской области

Работаю музыкальным руководителем в этой образовательной организации со дня ее основания, на протяжении 36 лет. Имею Почетную грамоту Министерства науки и образования Российской Федерации.

В 2010 году была аттестована на высшую квалификационную категорию. В предыдущий период своей деятельности занималась с детьми разных возрастов от 1-ой младшей группы до подготовительной.

Основной целью своей работы считала формирование всестороннего развития личности - ее эстетического, умственного, нравственного и физического совершенствования посредством музыкальной деятельности.

Для осуществления данной цели в работе использовала:

• Программу «От рождения до школы» авторы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и элементы программы И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки», пользовалась: журналами «Музыкальный руководитель», методикой музыкального воспитания О. Радыновой. Большую помощь в работе оказали сборники «Музыка в детском саду» Н. А. Ветлугиной, «Поем, играем, танцуем дома и в саду» М. А. Михайловой, «Развитие музыкальных способностей» М. А. Михайловой, «Психогимнастика» М. И. Чистяковой, «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», «Ритмика» А. Е. Чибриковой-Луговской, «Праздник каждый день» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, «Логоритмические занятия в детском саду», автор М. Ю. Картушина и многие другие;

• разнообразные формы работы - типовые, индивидуальные, музыкально-тематические, комплексные, доминантные занятия, различ-ные досуги и развлечения, просмотры приезжих театров, посещение фи -лармонии дошкольника в школе искусств и праздничные утренники;

• много наглядного материала - игрушки, шумовые инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, веночки, кокошники и другие атрибуты для передачи образов героев музыкальных игр, хороводов, танцев и т. д. ;

• много классической и популярной музыки, записанной на CD дисках и USB которая пополнила фонотеку все эти годы;

• красочное оформление музыкального зала к праздникам и т. д.

Так было до 2011 года, пока не вступили в силу Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы (приказ МО РФ от 20.07.2011 № 2151, зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2011 № 22303).

А с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Эти документы внесли изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя. Первое, что следует отметить, ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития детей дошкольного возраста. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Основное содержание образовательной области "Музыка", теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, так как, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразитель-ного, мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Задачи музыкального воспитания и развития ребёнка раскрыты во всех образовательных областях, обозначенных в Стандарте. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.

В результате, круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка

в дошкольном детстве расширяется, как и направления работы музыкального руководителя.

Итак, прежде всего профессионализм в работе музыкального руководителя не мыслим без самообразования, постоянного повышения исполнительского мастерства, приобретения новых знаний на курсах повышения квалификации.

Так знания, полученные на курсах в мае 2014 года по теме: «Основы методологической культуры современного педагога» помогли грамотно составить модель программы развития «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности», в которой был обобщен опыт работы по развитию творческих способностей детей. Курсы повышения квалификации по ИОЧ, пройденные в феврале 2015 года, «Современные информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании» на тему «Разработка электронного дидактичес-кого пособия» утвердили и закрепили мои навыки о применении новых технологий, которые дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открыли новые возможности в педагогическом процессе. Знания, полученные в марте 2015 года на курсах повышения квалификации по ИОЧ «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» научили меня грамотно разрабатывать содержание познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. А курсы повышения квалификации по ИОЧ, пройденные в апреле 2015 года «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования», разъяснили, что в настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности.

Стандарты нового поколения предполагают широкое внедрение информационных и коммуникативных технологий не только на такие предметные области образовательной деятельности, как начало грамотности и логики, но и на музыкальное воспитание.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса, например, к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания, поэтому у меня появилась идея создания видеопесенок, в которых подобран богатый иллюстративный материал. У детей этого возраста небогатая жизненная практика и многие образы окружающего мира, используемые в песне, незнакомы. А условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому видеопесенки помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Делается это в программе «Киностудия Windows Live». На нужную песню накладываются яркие красочные слайды, если есть - то авторские, если нет - то из Интернета и получается замечательный видеоролик. Что привело к появлению более 30 видеоиллюстраций на песни:

• «Россия, мы дети твои»

• «Наш сад»

• «Моя семья»

• «Зимушка»

• «Дети солнца»

• «Где ты, Осень? »

• «Солнышко»

• «Моя единственная мама»

• «Бравые солдаты»

• «Вечный огонь»

• «Хорошее настроение»

• «Дети земли»

• «Желаем удачи»

В марте 2014 года мы были участниками XII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций в городе Белгороде и были приятно удивлены, увидев на церемонии торжественного открытия Международной ярмарки свою работу – видео-иллюстрацию песни «ЖЕЛАЕМ УДАЧИ», которая была показана в завершении концертной программы. Мы были очень горды тем, что моя работа пригодилась для такого мероприятия.

В настоящее время все педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, к которым, помимо ИКТ, относятся: технология проектной деятельности, личностно – ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые направлены реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Метод проектной деятельности давно и успешно используется в прак-тике дошкольных образовательных учреждений. Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В своей практике я тоже применяю, а также помогаю воспитателям осуществлять технологию проектной деятельности:

• Детский творческий проект «Волшебство театра» и детский социально-личностный проект «Дружная семейка» под руководством воспитателей и музыкального руководителя.

• Долгосрочный проект «Мальчики и девочки: любить и воспитывать по-разному» - экспериментальный опыт работы коллектива по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

• Долгосрочный проект «Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» - инновационная деятельность коллектива по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, поэтому моя задача – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Стараюсь построить педагогический процесс с ориентацией на личность ребенка, что закономерным образом содействует его благополучному существованию:

• учитываю личностные особенности каждого ребенка, индивидуальной логики его развития;

• стараюсь учитывать детские интересы;

• позволяю проявлять инициативу;

• поощряю, стимулирую его на дальнейшее развитие;

• привлекаю их к совместной музыкальной деятельности;

• создаю необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком,

• общаюсь на равных, не сравнивая его успехи с другими,

• стараюсь всегда быть приветливой.

Игра - основной вид деятельности детей. На этом принципе строится весь образовательно-воспитательный процесс. Игровые технологии, которые использую, обеспечивают интерес к изучению нового материала:

• игры-соревнования; игры с пением; хороводные игры;

• игры-драматизации; праздники, развлечения, досуги.

В результате использования игровой технологии дети становятся более активными, коммуникативными, общительными, самостоятельными, любознательными.

Также применяю здоровьесберегающие технологии, состоящие из комплексов специальных упражнений, а именно:

• логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой) ;

• дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса) ;

• игровой массаж и самомассаж (дети выполняют разнообразные движе-ния пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику, улучшает кровоснабжение кожи, уменьшает напряжение мышц, положитель-но влияет на центральную нервную систему) ;

• пальчиковые игры (развитие мелкой моторики) ;

• психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуника-тивные игры и танцы) ;

• музыкотерапия (музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности)

• улыбкотерапия (ребенок поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутрен-ней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей).

Развитие музыкальных способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям

предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОО поддерживается путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (фортепьяно, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.

Оформление музыкального зала отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней. Здесь имеются и используются в работе с детьми: телевизор, музыкальный центр, микрофоны, ноутбук, проектор и экран. Также в зале хранятся, применяемые в работе, дидактические пособия, игры, музыкальные инструменты для детей, разные виды театра, атрибуты для музыкально-ритмической деятельности и элементы костюмов.

Необходимые условия создаются и в группах для самостоятельной музыкальной деятельности детей, соответствующая возрасту музыкальная среда. В каждой возрастной группе выделено место для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующей мебелью и пособиями, элементами костюмов (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подобран свой музыкально - дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально - сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах. В каждой группе имеется магнитофон и телевизор, аудиодиски, флешкарты, на которые записывается музыкальный репертуар, инструментальная музыка, детские песни и музыкальные сказки.

Проводится работа с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь воспитанников. Стараюсь создать благоприятную творческую атмосферу, оказывая помощь по эстетическому оформлению групп. Являясь администратором сайта детского сада (http://skazka-8.ucoz.ru) , постоянно добавляю новости о жизни групп и сада, фоторепортажи после различных развлечений и праздников, также публикую для родителей памятки, консультации, песенки и т. д.

Имея персональные мини-сайты, блоги, странички, веду активную работу по распространению и обмену педагогического опыта через Интернет-ресурсы:

1 «Музыкальный сад» - образовательный портал http://www.musical-sad.ru/index/8 (Личный кабинет)

2 Youtube http://www.youtube.com/channel/UC-6wfb1uuPRKJTCy-KZgieA/videos (мой канал)

3 Nsportal.ru http://nsportal.ru/isamorodnova (персональный мини-сайт)

4 «О детстве» - образовательный портал http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/video/13419.html (страничка)

5 «Мааам. ru» социальный образовательный интернет-проектhttp://www.maam.ru/detskijsad/isamorodnova (мой блог)

6 «Сетевое сообщество учителей» - сайт Северо-Восточного образовательного округа Самарской области http://www.sssvu.ru/index.php? action=article&id=601 (Личный кабинет)

Осуществляя все виды музыкальной деятельности, и выполняя задачи по формированию основ музыкально-эстетического воспитания, я наблюдаю положительные сдвиги в развитии музыкальных способностей детей. В начале учебного года, как показывает диагностика, всегда бывает больше детей с низким уровнем развития музыкальных способностей. Благодаря повседневной работе к концу года уровень развития повышается, что видно из таблиц:

Диагностические исследования помогают мне, как музыкальному руково-дителю проанализировать результаты собственной работы и наметить необходимые перспективы её коррекции с целью достижения наилучших результатов в музыкальном развитии детей.

Кроме этого хочется создать условия, обеспечивающие коррекцию отклонений в психо-эмоциональном состоянии и личностном развитии дошкольников, потому что в последнее время в дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:

• трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками

• нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.

• отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.

В связи с этим моя тема по самообразованию в этом году звучит так «Коррекция эмоциональной сферы дошкольников с помощью фольклоротерапии». Так как, русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом, и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Так дети будут постепенно овладевать способностями эмоционального интеллекта, развивать который необходимо с самого раннего возраста.

Принимаю активное участие в методической работе учреждения, готовя стендовые доклады, мультимедийные презентации для проведения мероприятий и приветственные выступления детей:

1 Окружной семинар "Формы работы с педагогами по реализации ФГТ"

2 Окружной семинар «Совершенствование игровой деятельности в рамках реализации программы «Детский сад - дом радости»

3 I окружной фестиваль педагогических идей и инноваций в ДО

4 Региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций

(г. Отрадный)

5 II Всероссийский фестиваль инновационных продуктов в городе (г. Санкт-Петербург)

6 XII Международная ярмарка социально-педагогических инноваций (г. Белгород)

7 XIII Международная ярмарка педагогических инноваций

(г. Пермь)

Уже в течение 5 лет была организована работа кружка «Веселые нотки» (вокально-хоровое пение, так как это один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Мои воспитанники ежегодно принимают участие на городском фестивале-конкурсе детей дошкольного возраста "Юные таланты", где занимают призовые места:

• 2011 год - диплом Лауреата II степени;

• 2012 год - диплом Лауреата III степени;

• 2013 год - диплом Лауреата III степени;

• 2014 год - диплом Лауреата I степени;

• 2015 год - диплом Лауреата III степени.

Воспитанница подготовительной группы Плегузова Софья (6 лет) при-няла участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе «Ты-гений! » с пес-ней «Пригласи меня, папа, на вальс» Л. Олифировой и была награждена Дипломом за 2 место в номинации «Стань звездой».

С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идёт вперёд, и я стараюсь не отставать - интересуюсь всеми проблемами детей, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. Ведь дети – как музыкальные инструменты: их звучание зависит от того, кто к ним прикасается.

Дата составления: октябрь 2015 год

Музыкальный руководитель СП «Детский сад «Сказка»

ГБОУ гимназии № 1 города Похвистнево Самороднова И. М.

Руководитель СП «Детский сад «Сказка»

ГБОУ гимназии №1 города Похвистнево Егорова С. М.

Категория: Советы муз. руководителей | Добавил: isa (04.05.2016)
Просмотров: 1007 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz