Сегодня сохранение и укрепление здоровья
детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде
всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что
упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому одной из важнейших задач нашего детского сада
является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного
физического и психического развития. Поэтому коллектив ДОУ находиться в
постоянном поиске новых, эффективных форм работы по оздоровлению детей,
использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов и способов
оздоровления детей, посещающих детский сад, формирования у дошкольников навыков
здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях
физическими упражнениями.
Проблема
раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно
сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей
жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий
физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы
понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные
познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная
деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Поэтому очень важно правильно
сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем
направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде
всего, – к ценностям здорового образа жизни.
На сегодняшний день для решения
проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определённая система работы,
включающая основные компоненты здорового образа жизни:
·
Рациональный режим.
·
Правильное питание.
·
Рациональная двигательная активность.
·
Закаливание организма.
·
Сохранение стабильного психоэмоционального
состояния.
Модель двигательного режима
детей:
·
Физкультурно-оздоровительные занятия.
·
Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в зале.
·
Двигательная разминка. Ежедневно во время
большого перерыва между занятиями.
·
Физкультминутка. Ежедневно, по мере
необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.
·
Подвижные игры и физические упражнения на
прогулке Ежедневно во время утренней
прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей.
·
Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки.
·
Прогулки-походы в лес (пешие, лыжные)
·
Гимнастика после дневного сна в сочетании с
контрастными воздушными ваннами Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в
помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных
особенностей детей
·
Неделя здоровья (каникулы)
·
Физкультурный досуг
·
Физкультурно-спортивные праздники на открытом
воздухе и на воде
·
Игры - соревнования между группами
А
также:
·
ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
(закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
·
воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без
маек)
·
полоскание полости рта и горла кипячёной водой
комнатной температуры.
·
обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой
·
босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей
гимнастики
·
зрительная гимнастика
·
пальчиковая гимнастика
·
дыхательная гимнастика
·
релаксационные паузы
·
точечный массаж
В ДОУ осуществляется:
·
Постоянный контроль осанки;
·
Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;
·
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
·
Профилактический прием оксолиновой мази для
носа;
·
Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
·
Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
·
Использование очистителей воздуха;
·
Кварцевание групп;
|