Се
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В основе знаний ребенка о здоровье и ЗОЖ должны
находиться представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм.
Поэтому следует знакомить детей с его
внешним и внутренним строением, ролью отдельных органов и систем в жизни
человека, влиянием физических упражнений на их работу, причинами ухудшения их
рабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению и
укреплению всех систем организма. Необходимо чтобы на занятиях ребенок
знакомился с факторами положительно (режим дня, правильное питание, занятия
физической культурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены,
самоконтроль за здоровьем), и отрицательно влияющими на здоровье (болезни,
вредные привычки, неблагоприятные средовые условия), правилах безопасного
поведения в опасных ситуациях, приемах оказания элементарной медицинской
самопомощи. Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, используются различные методы, наглядно
показывающие необходимость выполнения правил: моделирование,
экспериментирование, создание проблемных ситуаций, проведение опытов,
рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Используются различные виды
игр и игровые упражнения. При подведении итога каждого занятия вместе с детьми
выделяются правила, которых ребенку необходимо придерживаться для охраны и
укрепления своего здоровья.
На основе полученных знаний о
правилах здоровьесберегающего поведения
у детей формируются практические
умения: гигиенического ухода за своим телом, культуры еды, правильные
двигательные умения, навыки сохранения правильной осанки в статике и в
движении, закаливания, бережного отношения к личным вещам, к предметам и
игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Важную роль в
формировании у детей практических умений играет поддержание активных положительных мотивов выполнения
гигиенических процессов и физических упражнений, контроль педагога за качеством их выполнения,
поощрительная педагогическая оценка
Работа проводится дифференцированно,
с учетом уровня освоения ребенком культурно-гигиенических процессов, уровня
развития двигательных умений и навыков, уровня социально-эмоционального
развития. Развитие практических умений
проходит в различных организованных
видах деятельности (учебной, игровой, трудовой и др). В этом случае важное
место принадлежит ведущей деятельности ребенка-дошкольника – игре: дидактической,
драматизации, имитации. Широко используются игровые ситуации, в которых дети
встречаются с Мойдодыром, Айболитом, проигрываются ситуации, связанные с правилами
выполнения гигиенических процессов, закаливанием и др. Для контроля за прочностью
сформированных умений, могут
использовать провокационные ситуации с отсутствием некоторых предметов для
выполнения процедуры.
В формировании здоровьесберегающего компетентности необходимо обращать внимание,
чтобы усвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенок понимал необходимость выполнения
правил для здоровья, формирование практических умений и мотивов выполнения
правил было окрашено положительными эмоциями, у детей развивался самоконтроль.
Для этого используются различные
варианты организации активного отдыха детей (дни здоровья, спортивные праздники
и развлечения), различные виды игр (театрализованные, сюжетно-ролевые,
подвижные и спортивные).
Чтобы использование правил носило стойкий
и осознанный характер необходимо изменять условия для их выполнения. Также
важно, чтобы дошкольники придерживались правил поведения и при отсутствии
внешнего контроля со стороны взрослого, на основе сформированных мотивов
выполнения правил, для этого ребенок должен накапливать индивидуальный опыт
поведения во время режимных моментов,
оказания шефской помощи малышам, в игровой, самостоятельной двигательной деятельности.
Консультация для воспитателей Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач
развития страны.
Искусство
долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за
своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому одной из важнейших задач нашего детского сада
является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного
физического и психического развития. Поэтому коллектив ДОУ находиться в
постоянном поиске новых, эффективных форм работы по оздоровлению детей,
использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов и способов
оздоровления детей, посещающих детский сад, формирования у дошкольников навыков
здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях
физическими упражнениями.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь
именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на
протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные
черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать
у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических
занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под
здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на
сохранение и улучшение здоровья. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном
учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой
являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия,
партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Поэтому очень
важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного
процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к
ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
На сегодняшний
день для решения проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определённая система
работы, включающая основные компоненты здорового образа жизни:
·
Рациональный режим.
·
Правильное питание.
·
Рациональная двигательная активность.
·
Закаливание организма.
·
Сохранение стабильного психоэмоционального
состояния.
Модель двигательного
режима детей:
·
Физкультурно-оздоровительные занятия.
·
Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в зале.
·
Двигательная разминка. Ежедневно во время
большого перерыва между занятиями.
·
Физкультминутка. Ежедневно, по мере
необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.
·
Подвижные игры и физические упражнения на
прогулке Ежедневно во время утренней
прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей.
·
Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки.
·
Прогулки-походы в лес (пешие, лыжные)
·
Гимнастика после дневного сна в сочетании с
контрастными воздушными ваннами Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством
воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных
особенностей детей
·
Неделя здоровья (каникулы)
·
Физкультурный досуг
·
Физкультурно-спортивные праздники на открытом
воздухе и на воде
·
Игры - соревнования между группами
А также:
·
ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
(закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
·
воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без
маек)
·
полоскание полости рта и горла кипячёной водой
комнатной температуры.
·
обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой
·
босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей
гимнастики
·
зрительная гимнастика
·
пальчиковая гимнастика
·
дыхательная гимнастика
·
релаксационные паузы
·
точечный массаж
В ДОУ осуществляется:
·
Постоянный контроль осанки;
·
Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;
·
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
·
Профилактический прием оксолиновой мази для
носа;
·
Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
·
Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
·
Использование очистителей воздуха;
·
Кварцевание групп;
|