Пятница
26.04.2024
01:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатели

«Развитие произвольной моторики ... у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Зачётная работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

 

Педагогический проект

на тему:

«Развитие произвольной моторики

 как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

                                         

 Актуальность проблемы

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже, отчасти, мистическим. Руками добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т.д.

 В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для речевого развития.      

 Речь является важнейшей психической функцией человека.                                      Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.                        

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

 Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е. И. Исенина, JI.В. Янтакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений рук.

 Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

 Цель проекта

Создание условий для развития произвольной моторики и координации движений пальцев рук в целях преодоления речевых нарушений у детей с ОНР.

  Задачи проекта

1.     Сформировать  рекомендации  по  эффективному  использованию  упражнений и игр, подборки речевого материала,  направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

2.     Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

3.     Составить план работы кружка по подготовке детей к обучению каллиграфии «Ловкие пальчики».

4.     Определить систему работы по развитию мелкой моторики рук и автоматизации звуков.

5.      Развивать мелкую моторику рук у детей с ОНР.

6.     Стимулировать развитие речи детей  через активизацию движений пальцев рук.

7.     Исправлять нарушения звуковосприятия и звукопроизношения.

  1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.  

 Участники проекта:

1.Педагоги 

2.Воспитанники старшей группы с ОНР

 3.Родители

 Долгосрочный проект (с сентября по май)

План реализации проекта

I этап - подготовительный (сентябрь)

1.     Изучение специальной методической литературы по теме исследования;

2.     Подбор диагностического материала;

3.     Подбор и изготовление игр, игровых упражнений, речевого материала;

4.     Разработка картотеки пальчиковых игр;

5.     Разработка плана кружка по развитию каллиграфических навыков «Ловкие пальчики»;

6.     Создание предметно-развивающей среды;

7.     Проведение родительского собрания.

II этап – основной (октябрь - апрель)

1.     Пальчиковые упражнения, как компонент индивидуальных занятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения;

2.     Несложный массаж и самомассаж;

3.     Упражнения с прищепками, четками, мячом – ёжиком, счётными палочками;

4.     Упражнения с предметами;

5.     Пальчиковые игры и упражнения, которые одновременно рассчитаны на развитие мелкой моторики рук и на автоматизацию поставленного звука;

6.     Практические задания на развитие каллиграфических навыков.

III этап – заключительный (май)

1.     Диагностическое обследование уровня сформированности звукопроизношения и навыков развития мелкой моторики;

2.     Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями;

3.     Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

 Предполагаемые результаты проектной деятельности

-Повышен уровень развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей;

 -Повышен уровень звуковой культуры речи детей;

-Сформированы первичные каллиграфические навыки детей;

-Дети умеют различать звуки;

-Дети  проявляют речевую активность в целом.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Беззубцева  Г.В., Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка, готовим  ее  к  рисованию  и  письму. – М. 2003г.

2.     Коноваленко  В.В., Коноваленко  С.В.  Артикуляционная  и  пальчиковая  гимнастика. – М. 1998г.

3.      Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей.– М.: АРКТИ, 2007г.  

4.     Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008г.

5.     Цвынтарный  В.В.  Играем  пальчиками – развиваем  речь. – М. 2003г

6.     Н.В. Калинина, А.В. Разинкина Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии  - 1996г.

7.     Интернет источники.


 Приложение

 

«Самомассаж пульками»

Катание пульки между большим и другими пальцами, На каждую строчку — один пальчик» а смена рук — после четверостишия.

 

Круглую рожицу, а не косую                  1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую,                1-й — 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки,       1-й — 4-й

Целых четыре весёлых братишки.          1-й — 5-й

Смена рук

Пятый братишка — на голову ниже,        1-й — 2-й

Только умишком и он не обижен,             1-й — 3-й

Даже такое порою бывает:                         1-й — 4-й

Маленький всем четверым помогает!        1-й — 5-й

«Массаж прижимающий»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку — нажим на один пальчик.

Шел медведь к своей берлоге

   мизинец

Да споткнулся на пороге.

   безымянный

«Видно, очень мало сил               

   средний

Я на зиму накопил»,—                 

указательный

Так подумал и пошёл

большой

Он на поиск диких пчёл.

большой

Все медведи — сладкоежки,

указательный

Любят есть медок без спешки,

средний

А наевшись, без тревоги

безымянный

До весны сопят в берлоге.

Мизинец

 

 

«Массаж подушечек пальцев рук»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца

Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, 

Голубей и глухарей И клестов, и снегирей.

Любят горного козла, Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.

«Упражнения с прищепками»

Берём бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!)

Вот проснулся, встал гусёнок,

Левая рука                          

5            4              3          2

Вот проснулся, встал гусёнок,

Правая рука

2              3           4          5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

   5          4          3         2

- Дай, хозяйка, корма мне

2              3         4       5

Раньше, чем моей родне!

«Упражнение с мячом-ёжиком»

Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту

Я мячом круги катаю,                                 между ладоней

Взад-вперёд его гоняю.                               смена рук

Им поглажу я ладошку,                               соответственно

Будто я сметаю крошку.                              смена рук

И сожму его немножко,                               соответственно

Как сжимает лапу кошка.                            смена рук

Каждым пальцем мяч прижму                    соответственно

И другой рукой начну.                                 смена рук

А теперь последний трюк:                        переброс мяча из руки в руку

Мяч летает между рук.

«Упражнение с бусами»

Понадобятся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большего размера или другого цвета. Ребёнок берёт за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Центральная бусина

Встретились — и разбежались они.

Быстро бежали – поди, догони!

 «Упражнение со счётными палочками»

Нужны 4 счётные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных — к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку — по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,        2-й — 2-й   

Вы длинней -  найдёте вряд ли.       3-й  — 3-й

Клювом меряться пришли                4-й  — 4-й

Аисты и журавли.                               5-й  — 5-й

 

«Упражнения с предметами»

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».




Категория: Воспитатели | Добавил: isa (05.02.2014)
Просмотров: 1565
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz