" Развитие речи дошкольников в игре”
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре,
чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они
учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,
поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя
обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным
условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными
участниками.
Для того, чтобы заниматься развитием речи с ребёнком, вовсе
необязательно усаживать его за стол,
создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые вы можете играть на прогулке, в свободное от занятий время.
Кроме этого, играя с детьми,
создаётся эмоциональная связь, дружеские доверительные отношения .
Вот несколько словесных речевых игр.
Как тебя зовут? (Народная игра)
Цель. Активизировать производные наименования и их формы;
соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий
дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек,
Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает
вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и
пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться.
Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно.
Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно
предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о
ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее
хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?"
и т.п.
Угадай, кто мой друг
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных,
Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные,
птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не
видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для
составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном.
Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень
большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и
так далее. Остальные дети (или взрослые) пытаются угадать, о каком животном
идет речь. Можно изобразить походку животного.
Отвечай быстро!
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три
прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства
какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро
назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
Скажи по-другому
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями,
например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе,
что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить.
Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов
начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)
|