• Искусство правильного
восприятия мира
Все дети по-разному понимают
то, что видят. Допустим, одному ребенку жужжащий шмель кажется существом, а
другому — страшно интересным насекомым. При этом оба правы, ведь
мохнатый шмель - он и то и другое. Главное, чтобы
взрослые не отмахивались от бесконечных расспросов, а находили время
растолковать малышам суть, рассказать о свойствах предмета или явления, за которыми
они наблюдают. И помочь поупражняться на сообразительность, точность
определения увиденного, объяснения его. Только так можно гарантировать, что
формирующееся восприятие ребенка станет осмысленным, целостным,
организованным. Одна из самых распространенных, понятных и любимых
ребятами методик, помогающих не теряться в окружающем мире и
вырабатывать необходимые навыки, - ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА.
• Игра
как тренировка памяти:
Каждая возрастная группа
имеет свои особенности памяти. Развивая их с помощью все тех
же игр, вы даете детям универсальный инструмент для лучшего
запоминания учебного материала. ИГРА В «СЛОВА» помогает пополнить
словарный запас названий предметов одной группы. Такой игрой можно заниматься
дома, в автобусе, на даче, пляже — где угодно. Дети садятся в круг. Взрослый
предлагает какую-нибудь тему. Например, фрукты. Игрокам предстоит
подобрать существительные по теме. Первый говорит «Яблоко». Второй
повторяет это слово и дополняет его, прибавляя «Апельсин». Третий, назвав уже
два фрукта, вспоминает про грушу. Четвертый игрок, если он рассеян, возможно,
забудет повторить предыдущие слова и в этом случае выйдет из игры.
Заканчивается тем, что останется кто-то один - ПОБЕДИТЕЛЬ!!! А старший тем
временем называет новую тему...
• В одно ухо влетело:
Родители знают: возникает
момент, когда хочется проверить зрительную и слуховую
память ребёнка. Как это сделать? Сядьте с ребёнком за столик, возьмите в руки
карандаши, бумагу и занимайтесь художеством. Сначала рисуете вы,
изображая какие-нибудь незамысловатые фигурки: квадрат, круг, треугольник
и пр. Пусть таких фигурок будет не слишком много, но и не мало.
9 штук - самый раз. Когда картинка готова, попросите
ребёнка внимательно посмотреть на нее. Затем спрячьте свой листок и скажите
ребенку: «НАРИСУЙ ТО ЖЕ САМОЕ». Это и есть проверка зрительной памяти. Если ваш
ребенок из 9 фигур запомнит и нарисует 7 - замечательно, почти гениально; 4 -5
фигур - тоже неплохо; ну а если не больше 3 – это никуда не годится.
Нужно с ним почаще играть в подобные игры.
Слуховую память проверяют и
тренируют похожим способом. Произнесите громко и внятно несколько простых
слов. Например, КОРОВА - МОРОЗ – НОГА – САХАР – КУКЛА – ЦВЕТЫ -
МОРКОВКА. Затем попросите повторить ребенка. Если повторил все
слова - МОЛОДЕЦ! Если не назвал и
половины — нужно позаниматься дополнительно. Эта игра хороша тем, что для
нее не требуется выкраивать специальное время - хорошо играется по дороге
в детский сад.
«Игры, которые можно провести дома»
«Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет
машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок -
такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки,
определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно
определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п. Потом
поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и
запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые
игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше?
- Какие игрушки исчезли?
- Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее
и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый
называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между
ними. Потом играющие меняются ролями.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие
варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое
число на один. Поменяйтесь ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не
видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и,
запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому
признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны).
Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим).
Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Чудесный мешочек»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или
пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько
раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит
хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным
количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Отгадай число»
Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20.
Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное
число.
«Давай посчитаем!»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время
говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал
взрослый. Меняются ролями.
«Кто больше?»
Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По
команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы
по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать
пуговицы левой рукой.
«Камешки»
Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает
один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на
земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков
засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.
УДАЧИ
ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ! Материал подготовила воспитатель Мамышева Г.Ф. |