Анкетирование среди 58 родителей выпускников детских садов показало, что родителей беспокоят внешние показатели готовности к обучению: усидчивость, аккуратность, послушание. Несомненно, очень важно, как воспримет первоклассник переход из «нежных» условий детского сада в строгую, а иногда и жесткую атмосферу школы, подружится ли с одноклассниками и учителями, будет ли школа для него «вторым домом».
Такие и схожие вопросы относятся к социальной готовности обучения, без неё он не сможет благополучно адаптироваться к своему новому статусу — статусу школьника. Они касаются проблем мотивации к учению, общения, индивидуально-личностных особенностей детей, физической готовности, взаимоотношений с родителями. Понятно, что полностью ответить на все вопросы практически очень сложно.
Если ребенок не готов к новому социальному статусу школьника, значит у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то может быть у него, возникнут отдельные трудности.
В дальнейшем, вы можете столкнуться со стойким «не хочу» идти в школу, слабым познавательным интересом, учебной активностью, работоспособностью. Эти признаки можно заметить заранее.
Не только навыки письма, чтения и счета предопределяют мотивационную готовность к обучению в школе. Это, изначально, желание познавать новое, включаться в общение и игры со сверстниками, умение контролировать свое поведение.
Нежелание идти учиться может объясняться и страхом перед своим взрослением.
Эти дети обычно не осознают, что с собой в школу нельзя брать свои игрушки, а другие дети могут каким-либо образом обидеть. Это признаки неуверенности в себе, большой внутренней тревожности. Поведайте ему, как учились вы, ставьте в пример не «пятиклассника-прогульщика», который не то что не хочет, а просто не может учиться, а самого обычного ученика, который нормально учится, имеет товарищей, посещает секции, опрятен и вежлив, оказывает помощь старшим. Понятно, что можно найти отрицательные экземпляры среди разных представителей рода человеческого, но ведь это лишь частные случаи.
Если в вашей семье есть школьник, не делайте грубейшей ошибки — не дискуссируйте о его неуспехах и проблемах, когда рядом есть младший ребенок, не ругайте его, поскольку это может вызвать страх быть учеником. Действуйте иначе: хвалите и отмечайте его успехи, в присутствии будущего первоклассника. Таким способом вы поддержите веру в себя у старшего, а младший получит возможность тянуться к достижению успехов. Мотивация на успех станет для будущего ученика главной, да вы и сами должны верить, что все получится и будет хорошо!
Примерно, за год до поступления в школу уже надо понемногу собирать ребенку необходимые для учебы принадлежности, но не все подряд и скопом, кучей, а по одному. Например, удобную ручку, карандаши, тетради, чтобы с их помощью научиться писать буквы, чертить, выполнять графические задания.
Такие подготовительные занятия помогут ребенку обрести уверенность в себе, позволят плавно перейти от игровой к учебной деятельности.
|