Нам хочется, чтобы они росли жизнерадостными, не страдая от наших сомнений, тревог или плохого настроения. Как сориентировать их в нужную сторону?
Mожно ли воспитать позитивный взгляд на мир? Или же оптимизм — врожденное качество? Сегодня нельзя сделать однозначный вывод о приоритетном влиянии наследственности или среды, в которой растет ребенок, на формирование позитивного взгляда на мир. Можно лишь выдвинуть несколько гипотез на основе научных исследований, посвященных состоянию депрессии и связанному с ней особому состоянию духа — пессимизму. По данным исследований Колумбийского университета, тоскливое настроение, утрата интереса к любимым играм и увлечениям, заниженная самооценка и чувство неуверенности в себе — пессимистичное, мрачное видение будущего — чаще встречается у детей и подростков, чьи родители страдают от депрессии. Больше того, став взрослыми, они, скорее всего, чаще своих ровесников будут переживать депрессивное состояние.
“В значительной мере склонность человека к оптимистическому или пессимистическому взгляду на мир и будущее формируется в детстве с помощью двух механизмов научения — импринтинга (в самый ранний период жизни в памяти фиксируются значимые объекты, предметы, формы поведения и подражания), — рассказывает детский психолог Татьяна Бедник. — Маленькие дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг. Они перенимают наши движения, действия, эмоции и даже отношение к миру”. “Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве, но родителям очень нужно постараться, чтобы сделать ребенка пессимистом, — говорит возрастной психолог Катерина Поливанова. — Посмотрите внимательно на самых маленьких детей: каждый из них от природы оптимист”.
Конечно, помимо установок, которые мы сознательно стремимся передать детям, есть множество вещей, которые передаются без нашего ведома. Поступки часто значимее слов: своим поведением, своим выбором в разных жизненных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к миру. Для формирования позитивного отношения существуют маленькие хитрости.
Многие психологи утверждают, что дети, в общем-то, склонны к оптимизму: если сегодня удалось уговорить папу купить мороженое, завтра это также получится. Задача родителей - не только научить детей оптимизму, но и поддерживать эту естественную, здоровую тенденцию. Укрепляется она в возрасте семи лет.
Кому живется и проще, и приятнее - оптимистам или пессимистам? Ответ очевиден: конечно же, первым!
Вопреки убеждению, оптимист имеет мало общего с весельчаком с вечной улыбочкой, прячущим от посторонних мрачные мысли. Это прежде всего уверенный человек, ладящий с собой и окружающими, позитивно относящийся к жизни, которая отвечает ему взаимностью. Как же вырастить такую личность? Воспользуйтесь нехитрыми советами для правильного подхода к воспитанию.
1. Дарите ребенку уверенность в себе.
Малыш уверенно себя чувствует, когда ощущает постоянную родительскую поддержку, разумную заботу, ощущение крепкого тыла, подбадривания. Ребенок может упасть и расплакаться, но он знает, что близкие люди всегда его успокоят; малыш видит вас среди других родителей, пришедших на утренник в детский сад; вы хвалите свое чадо за кособокую аппликацию из цветной бумаги… Список действий можно продолжать до бесконечности - что бы ребенок ни делал, ему важно ощущать поддержку и одобрение самых близких людей.
2. Дайте шанс малышу быть самостоятельным.
Часто взрослые грешат тем, что взваливают на себя обязанности ребенка, делая его при этом беспомощным и несостоятельным. Наверняка действуют они из лучших побуждений, освобождая детей от забот и ответственности. Но что тогда удивляться, если малыши начинают себя ощущать ничего не умеющими и безынициативными? Ведь родители все равно сделают лучше... Перестаньте носить за малышом ранец или спортивную сумку, запрещать мыть посуду и стирать из-за боязни брызг, активно участвовать в играх малыша, если он пытается сложить пазл, мозаику и т.д. Действуя сами, вне зависимости от результата, дети становятся увереннее в своих силах. Особенно если ребенок видит положительный итог стараний.
3. Пусть малыш ощущает причастность к общему делу.
Не забывайте приобщать малыша к семейным и общественным мероприятиям. Ребенок, ощущая себя помощником как в домашних хлопотах, так и по отношению к посторонним, чувствует себя полезным. Это ощущение в свою очередь помогает детям проще справляться с личными неудачами в будущем, позволяет обрести и укрепить веру в себя. Нагружайте малыша посильными для его возраста занятиями - например, помочь накрыть на стол, помыть посуду, подмести пол. Поощряйте его участие в общественных субботниках и т.д.
4. Научите ребенка мыслить конструктивно.
Оптимисты отличаются от пессимистично настроенных товарищей тем, что не обвиняют себя в случившихся неудачах, а ищут пути решения и причины произошедшего, чтобы впредь избегать неприятных ситуаций. Например, дочь расстроилась из-за ссоры с подружкой. Поговорите с ребенком и выясните, не было ли у другой девочки плохого настроения, ссоры с другими ребятами, или это произошло только с вашим ребенком. Подумайте вместе, почему подружка могла быть не в духе. Увидев ситуацию с разных ракурсов, ваш ребенок поймет, что его вина в ссоре – не единственно возможная причина произошедшего.
5. Развивайте позитивное мышление малыша.
Основополагающий принцип здесь – говорим ребенку, что ему лучше делать, а не наоборот: чего не стоит. Например, фразу “не мешайся под ногами” можно заменить на “давай будем вместе рисовать”. Ученые давно доказали, что для мозга человека частица “не” ровным счетом ничего не значит, а оставшаяся часть фразы воспринимается как призыв к действию. Также старайтесь ограждать малыша от негативной информации в виде рассказов о смертях и болезнях, агрессивных фильмов, криминальных новостей. Исключите невольное участие малыша в ругани и скандалах. В таких условиях стать оптимистом трудно не только маленькому, но даже взрослому.
6. Объясните ребенку связь между усилиями и результатом.
Дети, знающие, что итог труда зависит от них, а не от везения, гораздо успешнее своих сверстников, думающих наоборот. Чтобы привить своему малышу правильное направление мысли, достаточно регулярно обращать внимание на усилия, вложенные в процесс, а не на полученный итог. Например, если малыш в спортивных соревнованиях пришел одним из последних, обсудите с ним, что можно сделать, чтобы улучшить результаты к следующей эстафете. Помните о разумной похвале за усидчивость и целеустремленность и напоминайте, что успехом он обязан набору собственных действий, а не случайности.
Наши дети рождаются оптимистами: мир для них не является источником угроз и постоянного стресса, как для нас, взрослых. Поэтому задача родителей – сохранить радужное представление о мире у ребенка максимально долго. Это не означает, что реалии жизни будут скрыты от малыша и ему будет сложно ориентироваться во взрослом мире.
Просто у него еще не хватает собственных ресурсов, чтобы противостоять негативу. Вот почему жизнь ребенка с рождения до школы должна быть радостно-прекрасной. А от реакций родителей на неприятности, будь то случайно увиденное нелицеприятное зрелище или падение ребенка с велосипеда, будут зависеть негативные эмоции малыша. Мы, взрослые, можем их усилить, а можем и свести на “нет”. Поэтому закладывайте в своего ребенка правильное отношение к жизни, ведь от этого зависят его успешность, уверенность, любовь к миру и окружающим.
Передавать положительный настрой… даже если нам самим не всегда хватает присутствия духа.
“Мы воспитываем не только словами Следует помнить, что даже самые маленькие дети всегда улавливают то, что мы на самом деле чувствуем. Ребенок делает первые шаги, он пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным, хотя и не всегда понятным”.
Находить время, чтобы выслушать своих детей, поговорить об их чувствах и эмоциях
Этим мы поможем им справиться со страхами, тревогами и сомнениями.
“Очень важно принимать ребенка непосредственно и искренне, пытаться понимать его и говорить с ним честно, — уверена психолог Катерина Поливанова. — Только в этом случае дети чувствуют родительскую поддержку. Родителям всегда нужно быть готовыми обсудить то, что беспокоит или огорчает ребенка, но нельзя навязываться, настаивать на откровенном разговоре — необходимы чувство меры и такт. Важно не количество разговоров “по душам”, не их регулярность, а совсем другое: ребенок должен знать, быть уверен, что родители выслушают его и поддержат, если он будет в этом нуждаться”.
Найти позитивную фразу, которую можно постоянно повторять.
Например: “Выход можно найти всегда” или “У каждой проблемы есть решение”. Это тоже часть воспитания оптимизма: ребенок сможет “впитать” эту фразу, сделать ее своей и вспоминать в трудных ситуациях. Рассуждения о множестве прекрасных вещей, окружающих нас в этом мире, оказывают гораздо меньше влияния на подсознание ребенка, чем его собственный опыт: поход всей семьей в лес, розовые облака на закате… Побудить ребенка помогать другим — еще один способ дать ему испытать положительные эмоции и ощутить себя нужным.
Не бояться показать подлинные чувства.
Дети улавливают наше дурное настроение мгновенно. “Когда мы грустим, неплохо дать ребенку возможность пообщаться с кем-то, кто настроен иначе, но предварительно надо объяснить: “Мне сейчас немного грустно, так бывает, но это пройдет, я постараюсь, чтобы все наладилось, — советует Катерина Поливанова. — Беспокоясь за родителей, дети часто винят в плохом настроении взрослых именно себя”.
Но, раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит и для них, детей, это нормальное явление. Но ребенку не нужны подробности: вы рискуете сформировать у него тревогу и склонность к депрессии. Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм. “Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жизни” — именно такие ободряющие слова в сочетании с проявлениями поддержки, любви и готовности выслушать придают ребенку веру в себя и свое будущее.
Научить ребенка не драматизировать ситуацию.
Трудность в том, чтобы найти верные слова. “Знание того, что другие могут быть несчастнее, не поможет ребенку почувствовать себя лучше Он должен научиться сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Скажите ему что-нибудь вроде: “Сегодня тебе что-то не удалось, но вспомни прошлую неделю, когда у тебя все хорошо получалось, ты справился с трудностью, которая казалась тебе непреодолимой…”
Цель не в том, чтобы показать ребенку, что у разных людей бывают разные жизненные ситуации; надо, чтобы он увидел, как ситуация меняется во времени и в его собственной жизни”. Ребенок, как и каждый из нас, нуждается в том, чтобы опираться на свои прошлые успехи и свой опыт решения проблем. Дело родителей — регулярно напоминать, что у него такой опыт есть.
Желая уберечь детей от переживаний и грустных мыслей, многие родители стараются избавить их от любых столкновений с реальностью: немедленно утешают, удовлетворяют все их желания или делают все за них. Этим взрослые оказывают детям плохую услугу. Оптимизм — это жизненная сила, которой неудачи помогают развиваться в той же мере, что и успех. Поэтому не нужно лишать ребенка опыта фрустрации, когда он, не достигнув цели, испытывает сильные эмоции. Он должен почувствовать, что усилие имеет особую ценность.
Источники:
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0005.shtml
Емашева Е.А.
|