Пятница
19.04.2024
17:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы психолога

"Врунишка или фантазер"

Я уже и врать не хочу, а оно само по себе врется все дальше и дальше. Я уже не знаю, где правда, почему она убегает от меня, я ее теряю. Теперь я боюсь потерять ее навсегда, а мама сказала: «Правда — друг...»

Она врет! Кто мог этому научить? Выду­мывает все, что было и чего не было. Ее ра­зоблачаешь, а она снова врет. Никакое наказание не действует. Такая маленькая, а уже испорченная. Видимо, это все телевизор! Да нет же, при чем тут мультики? Все плохое они из детского сада приносят, врут там друг другу! У нас же нормальная семья, дома ни­кто не учит этому!

Но еще обидней, что врет мне и не покрас­неет. Так стыдно перед другими... И это мой ре­бенок! Говорили, лупить надо, пока дитё поперек лавки лежит. А мы и не били совсем... Видно, зря!

Найти маленького дошкольника, который все­гда говорит только правду, сложно. Почти каждый малыш бывает с правдой не в ладах. Не в ладах, по­тому что понятие «правда» ему еще неизвестно и научится он ее понимать, говорить и ценить в мучи­тельном воспитательном процессе от детства до зре­лых лет.

Наш маленький дошкольник только в начале этого пути, ему еще предстоит научиться говорить и понимать и правду, и ложь. Но одному справиться с этой задачей будет сложно, необходимо наше тер­пеливое участие.

ПОЧЕМУ  МАЛЫШ  ОБМАНЫВАЕТ,  ИЛИ  ДОВОДЫ  ОПРАВДАНИЯ

Бывает, что ребенок ведет себя так, будто вра­нье ему необходимо, как воздух. Следует напомнить, что у дошкольника богатое воображение, дети слу­шают, а потом сами придумывают удивительные сказки и истории.

Ребенок может потерять грань между действи­тельностью и вымыслом, силой своей фантазии слегка приукрасить или дорисовать действитель­ность. Иногда свой вымысел ребенок преподносит так правдиво, с таким увлечением, что взрослые, не сомневаясь, верят ему. Вспомните быль, когда дети, вернувшись из леса, с абсолютной убежден­ностью рассказали, сколько они видели волков. И все взрослые обитатели деревни отправились ох­ранять стадо овец от мифической стаи волков.

Человек вырастет, научится управлять своим воображением, но такой искренней, живой и непо­средственной фантазии, как в дошкольные годы, у него уже никогда не будет. Дошкольный возраст еще называют возрас­том сказки, когда ребенок учится по­нимать удивитель­ный мир заколдо­ванных принцесс и добрых волшебни­ков, мир торжества добра над злом. Что же удивительного, если ребенок сам становится героем собственных сказок и рассказов?

      Такое детское поведение мы не осуждаем, оно нас не раздражает. Для детского развития важно и полезно не только принимать сказочный мир, но и самому его придумывать. Психологи счи­тают, что воображение — основа дальнейшего раз­вития, готовности к обучению в школе, потому что мир цифр и букв, мир сложения и вычитания, сло­гов и слов, рисунков, а потом и сочинений нужно научиться «увидеть» воображением.

                       ПОЧЕМУ ЖЕ ОН ВРЕТ И КРИЧИТ: «ЭТО НЕ Я!», ИЛИ ДОВОДЫ ОБВИНЕНИЯ

Часто у человека трех-шести лет возникает не­обходимость неважно, каким средством — правдой или неправдой:

  • добыть что-нибудь;
  • привлечь к себе внимание мамы или папы;
  • почувствовать себя умным и умелым, завое­вать признание;
  • просто похвастаться;
  • отказаться от совершенного поступка;
  • избежать стыда;
  • переложить вину на брата, сестру или другого ребенка;
  • защитить друзей от неприятностей;
  • избежать наказания.

Когда враньё раскрыто и наступает «час распла­ты», ребенок пугается, его первая реакция — не со­жаление о придуманной неправде, а оборона. За­щита собственного «Я». А поскольку ребенок еще маленький и психологически незрелый, он просто отпирается: «Это не я!»

Малыш мобилизует все свои силы на защиту от обвинений взрослых. Он продолжает отпираться, придумывая все новые и новые объяснения, сам ис­кренне начинает верить в свою правоту, лишь бы за­щитить и высвободить свое униженное, застигнутое врасплох «Я».

Что же делать, когда дошкольник отпирается, придумывает отговорки, обвиняет сестру или брата?

КАК ПОСТУПАТЬ С МАЛЕНЬКИМ ВРУНИШКОЙ?

1.   Прежде всего, проверьте свои позиции. Не слиш­ком ли вы строги в своих требованиях, не боит­ся ли ребенок жестких и несправедливых нака­заний, обвинений и насмешек, нравоучений и укоров за малейшие прегрешения? Часто не­правда служит малышу щитом для защиты от наказания, которого он пытается избежать. Когда страх заставляет малыша врать и извора­чиваться, лучше всего собрать семейный совет и об­судить свое отношение к поведению малыша.

Если вы поняли, что вторгаетесь в защищаемую враньём зону, пересмотрите свой метод поощрений и наказаний.

  1. Дайте ребенку понять, что вы очень хорошо по­нимаете,  где правда, а  где — вранье.  Это не зна­чит, что вы одобряете отговорки и отпиратель­ства. Лучшая позиция для взрослого — позиция мудрого и терпеливого слушателя.
  2. И  никаких  воспитательных  бесед,  нотаций,  дис­куссий на эту тему! Достаточно, если вы оба поняли, как было на самом деле. И хватит!  Мы даем понять маленькому вруну, что своими выдумками он поставил себя ниже своего уровня. Показал свое ребячество. Ведь вы уже давно считае­те его взрослым. Убедите своего малыша, что все люди совершают ошибки. Это вовсе не страшно, если что-то не получилось, можно испытать себя еще и еще раз.

4. Возьмите за правило: никакого наказания за вра­ньё. Этим вы покажете, что врать совершенно излишне.

И не бойтесь похвалить ребенка, если он смог сказать вам невыгодную для себя правду. Признай­те и оцените его поступок по достоинству. Тем са­мым вы взлелеете ростки доверия между вами и ре­бенком, и в дальнейшем вам не придется «собирать» информацию о своем подрастающем чаде из разных источников. Он сам вам расскажет, если будет уве­рен, что вы терпеливый, участливый слушатель.

Для человека младше шести лет правда еще не стала чем-то само собой разумеющимся. Вам еще предстоит научить малыша дружить с правдой.

Правдивость нужно взращивать, холить и леле­ять, как и любой полезный навык в поведении. Тут важны терпение, участие и собственный пример. Не забывайте об этом!

                                                   Источник: Ольга Шелопухо «Популярная психология для родителей»

Подготовила материал педагог-психолог Игнатова Л.В

 

 

 

 

Категория: Советы психолога | Добавил: isa (02.06.2015)
Просмотров: 671
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz