Понедельник
29.04.2024
17:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатели

Исцеляющие руки

В наши дни специальными исследованиями установлено, что тактильные контакты с матерью не только успокаивают боль ребенка, но и стимулируют функции мозга. Роль прикосновений материнских рук настолько велика, что разрабатываются специальные методики "воспитания прикосновениями". Есть дети (даже старшего дошкольного возраста), у которых потребность в прикосновениях значительно сильнее, чем у сверстников. Они хотят, чтобы их обняли, гладили, пожалели, любят ходить за руку, сидеть на коленях,
притрагиваться к маме и воспитателю.

"Тактильные" дети, обычно очень чувствительные и впечатлительные, любят массажи, растирания, пытаются придумывать себе болезни, лишь бы погладили "больное" место. После прикосновений их боли сразу исчезают.

Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви, уверенности ребенку. С "тактильными" детьми специалисты рекомендуют проводить особые игры-массажи. Девочкам четырех-шести лет очень нравится игра "Собираемся на бал".

Взрослый предлагает ребенку отправиться на бал и объясняет, как они будут готовиться к нему. Сначала делают воображаемую красивую прическу (легкий массаж головы). Затем будто бы украшают прическу лентами, цветами, надевают серьги (при этом слегка нажимают на мочки ушей), делают легкий массаж шеи ("примеряют" разные бусы). На каждый палец "надевают" кольца, на запястье - браслет, т.е. разминают-массируют все пальцы. Грудь и спину "украшают" бантиками, долго возятся с воображаемой застежкой - она
как раз приходится на позвоночник. На ноги "примеряют" туфельки, конечно хрустальные, а для этого приходится и пяточки поджимать, и пальцы ног помассировать, и ступню. При одевании-прикосновении "тактильный голод" утоляется - мозг успокаивается.

Для мальчиков того же возраста проводится игра-массаж "Собираемся на турнир рыцарей" (варианты "На охоту", "На битву"). Сначала примеряют воображаемые шлемы (массаж головы), затем на шею "вешают" цепи и рыцарские знаки, на грудь "надевают" доспехи, периодически "снимая" их, чтобы удлинить или укоротить. "Надевают" перчатки (разминают каждый палец).

Так незаметно проводится приятный массаж и происходит "воспитание прикосновением".

"Ручная терапия" включает также и трудотерапию. Для детей любой приносящий удовольствие труд является и оздоравливающим, и
развивающим, и профилактическим средством. Наиболее показаны и распространены такие "терапевтические работы", как вязание, вышивание, плетение, лепка из глины, раскрашивание ткани, рисование, работа с тестом, занятия с песком, водой, землей, ухаживание за растениями, животными и т.д.

По статистическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, значит, надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения.

Игры и занятия детей могут выполнять несколько функций:

• развлекательную - создавать благоприятную атмосферу;

• релаксационную - снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

• коммуникативную - объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

• воспитательную - формировать моральные и нравственные качества;

• обучающую - давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

• развивающую - развивать внимание, память, мышление, т.е. важнейшие психические процессы;

• коррекционную - "исправлять" эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребенка;

• профилактическую - предупреждать появление психосоматических заболеваний; 

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились...

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: "Мастер на все руки", "Золотые руки", "Положа руку на сердце", "Рукой подать", "Не подать руки", "Руками развести", "Руки опускаются", "Обеими руками "за", "Своя рука - владыка", "Чужими руками жар загребать", "Руки не оттуда растут", "Работать не покладая рук", "Как рукой сняло" и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее "святая святых" - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь
мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

В XX веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже,Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.М., „Фонарев, М.М. Кольцова, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать
"ручным" - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: "Печенье круглое, как колесо", "Плащ бегемотового цвета", "Дай такую букву, как баранка".

Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

Категория: Воспитатели | Добавил: isa (13.04.2017)
Просмотров: 298
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz