Среда
01.05.2024
21:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатели

О воспитании любви к отечеству у детей в «Детском саду – доме радости»

Просто ли открыть ребёнку образ Родины и вызвать у него чувство любви к своему отчеству?

Познание Родины многообразно: это и история, и литература, и зодчество, и познание тайн искусства, и изучение природы, и т.д… Ведь знания о Родине могут быть очень разными: это может быть знание истории какого-то края, например, пушкинских мест, или история какого-то века. В познании Родины участвуют и сознание, и чувства, и поступки, которые совершает человек, изучающий свою отчизну. Яркое впечатление о событии, о человеке, о красоте, которую увидел и подержал в руках, оставляют след в памяти и в душе…

Можно ли надеяться, что в один раз мы разбудим эмоции, увидим, передадим знания и истории, и литературы, и архитектуры, при этом ещё и восхитим событиями, в общем, передадим всё, чем владеем сами, и враз, таким образом, научим любить Родину?! Кто попытается так сделать, напомнит человека, который «хочет вычерпать море»…

А как же педагогу (родителям) и воспитанникам, образно говоря, не утонуть в море тысячелетней истории России, её зодчества, живописи, литературы, музыки, прикладных искусств, где гений многих поколений тысяч людей передал нам заветы новых открытий и свершений науки, и совершил великий подвиг защиты Родины?

Главное, нельзя спешить и тем самым сокращать путь познания Родины! Не торопитесь и шагайте всегда с ребёнком, как с попутчиком. Приглашайте попутчика на короткую дистанцию, каждый раз задавая систему из трёх вопросов:

- первый - имеет целью установить, что ребёнок-попутчик уже успел узнать и понять по заданному вопросу;

- второй - «разведка», прощупывает возможность собеседника по ассоциации или путём дискурсивного рассуждения (выводного знания) самому догадаться и найти ответ о том, чего он раньше не знал;

- третий- это вопрос в область «избыточной информации», ответ на который интересно ребёнку услышать, но сам он не владеет этим содержанием.

Так, например:

  1. Где мы сейчас? (В детском саду.) А где детский сад? (На улице, в городе.)
  2. А где город? (В стране).
  3. А где… страна? (На Земле). На ПЛАНЕТЕ – Земля.

С чего начинается путь познания Родины? С привязанности к родным местам и людям.

В младшей группе внимание детей мы привлекаем к улице, на которой живём, говорим о том, почему она удобная: дома разные, магазины, детский сад… Людям удобно ходить по тротуарам, а машинам удобно ездить по мостовой.

В средней группе дети открывают разнообразие улиц, главную улицу, главную площадь, главную реку родного города. Они узнают, что их так же, как жителей города называют по имени города: похвистневцами (самарцами, петербуржцами и т.д.).

В старшей группе география родных мест расширяется: дети называют Родиной не только свою улицу, город, в котором они живут, но и города, деревни, поля, леса, профессии людей, которые создают разные результаты труда, берегут и защищают родные места, к которым мы привязаны. Им открывается страна как система взаимосвязей между разными производствами, между городами и деревнями на уровне обобщённых представлений.

В подготовительной группе главное внимание детей привлекается к раскрытию красы,неповторимого облика России! Нужно вдохновенно спеть для детей и вместе с детьми гимн неповторимости России, обращаясь не столько к уму, сколько к чуткому, впечатлительному и памятливому сердцу каждого воспитанника. А чтобы тронуть сердце, тут ведь самое главное – надо находить время для индивидуального общения каждый день. Но самое трудное – найти интонацию, которая вызовет доверие к тому, что Вы – заинтересованный попутчик- собеседник, а не учитель.

В.: Слушай…, а Москва… всегда была такая как сегодня? И Кремлёвскую стену сразу построили из кирпичей…?!

Он будет рассуждать, а вы показываете картинки старой Москвы. Если так спрашивать, то Вы с ребёнком, образно говоря, попутчики, заинтересованные собеседники. Ну, а если вопрос и интонацию изменить на авторитарную?

В.: Посмотри внимательно, ты знаешь…, что это за город? А почему здесь памятника нет? А кому тут должен памятник стоять?

При такой форме общения, как на суде, подчёркнуто, что он обязан уже знать… А если не ответил, то и осудить:

В.: Как же ты этого до сих пор не знаешь, а я уже столько раз это говорила…

Предлагаю варианты первых неторопливых шагов на пути познания России. У детей свежи воспоминания о лете, близок мир растений, потому им легко и радостно называть картинки о растительном и животном мире, составлять группы, чувствовать себя знающими людьми. Им интересно узнать о Ботаническом саде как научном институте, а потому станет памятной и встреча с учёным Николаем Ивановичем Вавиловым, дела которого славят Россию.

Можно предложить рассмотреть иллюстрации древней Москвы, Петербурга времён Пушкина, чем славится Москва, Петербург, Самара и т.д., город, жителями которого они являются.

Почему нужна встреча с Пушкиным – лицеистом? Потому что ребёнка нужно подготовить к осознанию новой роли, которую он будет выполнять с первого сентября, роль ученика школы, который может сам, научившись читать и с помощью учителей свои знания расширить, уточнить, сформировать. Поэтому разговор о Лицее, о Пушкине-лицеисте – прекрасная возможность установить ребенку «границы» своих представлений о Поэте.

Предлагаю открыть детям более 30 имён тех соотечественников, которые прославили нашу Родину: Ломоносов, Жуковский, Крылов, Пушкин, Толстой, Кипренский, Даль, Суворов, Нахимов, Кутузов, Глинка, Чайковский, Айвазовский, Репин, Левитан, К.Росии, Саврасов, Тимирязев, Павлов, Менделеев, Ферцман, Циалковский, Королёв, Гагарин, Грабарь, Машков, Петров-Водкин, Маршак, Чуковский, Бианки, Римский-Корсаков и т.д. История наших предков, конечно, не была безмятежной. Но это не значит, что только военные победы прославили Россию. Дети не только узнают имена великих граждан России, но и их открытия, и подвиги.

Русские люди, меняя меч на пилу, щит на топор украшали своё отечество творениями зодчих, живописцев, резчиков, кузнецов, литейщиков, ювелиров. Можно показать изделия разных народных промыслов: дымковских, каргопольских, жостовских, каслинских и других мастеров. Многие художественные памятники неотрывны от тех или иных исторических событий. Поэтому, рассматривая памятник, нужно говорить не только о его красоте, но и о том, в память какого исторического события созданы та или иная скульптура, здание, ансамбль, как памятник или как украшение местности. Альбомы, иллюстрации в книгах дают возможность показать памятник.

От искусства – к истории, тогда и история становится, наглядной, конкретной, трогает сердце, и слова «любовь к Родине» - полны смысла и содержания! Монумент героическим защитникам Ленинграда в Петербурге, памятник Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе, памятник на Мамаевом кургане героям-участникам в битве за Сталинград – в Волгограде. Это памятники участникам Великой Отечественной Войны. Дворцовая площадь в Петербурге с Александровской колонной, Аркой Главного Штаба – не только архитектурный ансамбль, но и напоминание о победе над Наполеоном. Памятники Кутузову, Суворову, Жукову – полководцам, победы которых рассказывают об исторических событиях. Рассматривая памятник Минину и Пожарскому, можно вспомнить о событиях 1612 и 1812 годов. Собор Василия Блаженного (в Москве) построен в честь взятия городов: Астрахани и Казани на Волге. Великая русская река Волга стала удобной дорогой.

Через чувственный опыт – участвуя в постройке «нового города» на Волге - дети открывают, что река, её берега – это площадки для многих городов и сёл.

В.: Только ли столицы строят на берегу рек? Москву на какой реке построили? А Петербург, на какой реке стоит? А какие же города на Волге, кто из вас знает?

Предложить детям подойти к карте и прочитать им названия городов на Волге.

Рассматривание репродукций картин художников Левитана, Шишкина, Кустодиева, Поленова, Грабаря, Саврасова помогут детям влюбиться в пейзажи и понять необходимость беречь родную природу. А фотографии Михайловского, Тригорского, земли вокруг Михайловского дадут представления о красоте этой земли, которая сочетается с красотой Пушкинской поэзии. Кажется, материал для построения образа России собрался?!

 

Безымянный автор в 1237 году в произведении «Слово о погибели русской земли» писал: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься. Реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными садами монастырскими… всем ты прекрасна земля Русская».

Категория: Воспитатели | Добавил: isa (18.01.2018)
Просмотров: 311
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz