Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
- Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты и наблюдения. («Познавательное развитие»)
- Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, легче воды, без запаха, движение воздуха – это ветер). («Познавательное развитие»)
- Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. («Познавательное развитие»)
- Формировать грамматический строй речи (образовывать родственные слова, подбирать синонимы). («Речевое развитие»)
- Развивать мелкую моторику, формировать конструктивные способности. («Познавательное развитие»)
- Формировать правильное дыхание («Физическое развитие»)
Методы и приёмы:
- практические: опыт, наблюдение, конструирование из бумаги
- наглядные: просмотр видеоролика
- словесные: загадывание загадки, беседа, проблемные вопросы
Материалы и оборудование: тазики с водой, бумага (прямоугольник), банка с водой, небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.), баночки с пахучими веществами (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны), мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
|
Формы и методы организации совместной деятельности
|
Двигательная
|
Упражнения на дыхание, двигательная пауза
|
Познавательно-исследовательская
|
Наблюдения за свойствами воздуха, решение проблемных ситуаций
|
Коммуникативная
|
Беседа, отгадывание загадки, вопросы
|
Конструирование
|
Изготовление кораблика из бумаги
|
Логика образовательной деятельности
№
|
Деятельность
воспитателя
|
Деятельность воспитанников
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку о воздухе:
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем».
|
Дети заинтересованно слушают, рассуждают и отгадывают загадку.
|
Дети отгадали загадку.
|
2
|
Воспитатель рассказывает о воздухе, его значении в жизни человека, о том, где он находится.
|
Дети заинтересовано слушают, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы
|
Дети получили новые знания.
|
3
|
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении» Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое.
Спрашивает у них: что они почувствовали? Какой воздух?
|
Заостряют внимание на своих ощущениях. Рассуждают. Делают вывод о том, что воздух невидимый.
|
Формируется познавательный интерес.
|
4
|
Воспитатель создаёт речевую проблемную ситуацию «Как вы думаете, что произойдет, если воздух вдруг исчезнет? »
|
Дети размышляют, делают предположения.
|
Дети сделали вывод, что без воздуха не смогут жить люди, животные и растения.
|
5
|
Наблюдение за дыханием.
Педагог предлагает детям встать, положить руку на грудь, сделать глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). Почувствовали, как воздух наполняет наши легкие.
|
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
|
Формируется контроль за своим дыханием.
|
6
|
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; затем второй предмет и опять предлагает наблюдать.
|
Дети наблюдают, что происходит, пока предметы опускаются на дно.
Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
|
Формируется умение выражать свои мысли.
|
7
|
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
|
Дети делают вывод: воздух не имеет запаха.
|
|
8
|
Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами). Воспитатель подготавливает разные баночки с пахучими веществами (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и предлагает детям понюхать и отгадать, что находится в баночке.
|
Отгадывают, что лежит в баночке.
|
Развивается обоняние, умение обосновывать ответ.
|
9
|
Педагог задает детям вопрос: «Как вы думаете, что такое ветер?»
Наблюдение «Ветер»
Предлагает детям взять пальцами лист бумаги и подуть на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется?
|
Наблюдают, что бумага изгибается под струей воздуха.
Делают вывод: ветер – это и есть движение воздуха.
|
Развивается понимание природных явлений
|
10
|
Предлагает посмотреть видеоролик «Какой бывает ветер»
|
Смотрят видеоролик. Подбирают родственные слова к слову «ветер» и знакомятся с синонимами (буря, ураган, торнадо)
|
Обогащается словарный запас однокоренными словами и синонимами.
|
11
|
Игра «Морской бой»
Воспитатель предлагает сделать из бумаги кораблики, разделиться на пары, опустить их в тазик с водой и дуть на кораблики друг друга (одновременно или по очереди), пока чей-нибудь кораблик не перевернется. Обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче выдыхать).
|
Из бумаги делают кораблики.
Затем, разбившись на пары, дуют на кораблик соперника, пытаясь его утопить.
|
Формируется дыхание.
|
12
|
А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?
|
|
|
Итоговое мероприятие: «Путешествие на воздушном шаре»
|