Пятница
26.04.2024
02:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатели

Повышение родительской компетентности: ее составляющие и способы формирования

Компетентность чаще рассматривается в приложении к профессиональной деятельности. Компетентность — это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи.

Родительство не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление. Однако сегодня много говорится о компетентном родительстве как о многомерном и многогранном феномене. На его формирование и развитие влияют самые разные факторы: культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологические и др.

Родительская компетентность — это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Е.П. Арнаутова рассматривает природную и социальную составляющие родительской компетентности. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода… связана с такими понятиями, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя), эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность».

По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно-нравственные традиции общества.

В основе формирования родительской компетентности лежит объединение «разнообразных аспектов родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и т. д.». Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним «совместный язык»,

видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка.

Как и любой вид компетентности, родительская компетентность структурно может быть представлена как совокупность содержательного (когнитивного), деятельностного (поведенческого) и эмоционально-личностного компонентов. То есть можно говорить о сочетании знаний, чувств и действий.

Как уже отмечалось выше, современные родители достаточно грамотные люди, имеющие в массе своей среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, в т. ч. информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско-родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи.

Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. При этом прямая помощь в качестве обучения неприемлема.

Сегодня следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:

взаимоуважение и взаимодополнение;

диалог;

единство целей;

координация усилий;

сотворчество в воспитании.

Педагог — профессионал. Он выступает инициатором взаимодействия, использует различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольной образовательной организации, обогащения представлений родителей о возрастных психолого-педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Родитель — не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Но помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно сотрудничать с собственным ребенком — прямой профессиональный долг каждого педагога.

К сожалению, сегодня, как и десять лет назад, педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему-то взрослого состоявшегося человека, да еще и не всегда желающего учиться, — задача не из простых.

Первый и главный секрет — уважение и принятие родителей такими, какие они есть. После первого знакомства и налаживания контактов важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относиться к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. В свою очередь родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Категория: Воспитатели | Добавил: isa (25.12.2017)
Просмотров: 427
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz