Цель: Создание эмоционально
приятной атмосферы в группе, формирование и закрепление представлений о
сходстве и различии мальчиков и девочек.
Интеграция
областей:
1.О.О. «Социализация»: Формировать навыки культуры общения мальчиков
и девочек. Воспитывать эмоционально отзывчивых людей, бережное отношение друг к
другу. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.
2.О.О. «Познание»: Способствовать развитию мышления при отгадывании
загадок, при выполнении графического диктанта, изображая разные фигуры.
Формировать знания о женских и мужских русских народных костюмов, об
особенностях их изготовления.
3.О.О.»Коммуникация»: Создавать условия для развития навыков
коммуникации в играх, совместной деятельности (беседе). Формировать
диалогическую речь детей( добиваться полных ответов на вопросы), совершенствовать грамматический строй речи, обогатить
словарь по теме.
4.О.О.»Чтение художественной литературы»: Вызывать интерес к
восприятию художественного слова, развивать речевой слух и внимание.
Демонстрационный
материал:
· Царь , Марьюшка, Змей Горыныч, лесовичок.
· Русские народные костюмы, кокошники, пояса, сказочные вещи с
мешочком, ёлочка, волшебный цветок, лужа, цветы, дорожки, картинки – путаницы.
Словарь: народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха –
косоворотка, кушак, кокошник, оберег, вышивка крестом.
Ход образовательной
деятельности.
Приветствие: День наступает, природа оживает.
Солнышко встаёт,
нам тепло даёт.
Кто у нас хороший,
кто у нас пригожий?
Девочки
у нас хорошие, а мальчики у нас пригожие.
Воспитатель: Дети, а вы любите
сказки? Хотели бы вы оказаться в мире сказок?
(да ) Тогда в путь.
Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать и
немножко поиграть.
Перед нами - в сказку
дверь. Открывай её скорей!
Воспитатель: Посмотрите,
на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. А как его достать?
Надо выполнить
графический диктант.
Слушайте внимательно.
1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 10 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1вниз, 2 влево, 2 вверх, 7 влево, 2 вниз, 1 влево,1 вниз.
Воспитатель: Дверь мы в сказку
открываем. В мир волшебный попадаем.
- Ой, ребята, посмотрите
- царь. У него что-то случилось? Пропала его любимая дочь Марьюшка. Украл её
Змей Горыныч, и спрятал в своём царстве. Вы готовы помочь отыскать Марьюшку?
Для того чтобы добраться до замка Змея Горыныча, нам с вами нужно принять
сказочный вид.
3.Сундук с русскими народными
костюмами для девочек и мальчиков (сарафан,
косоворотка), рассматривание костюмов и беседа.
Воспитатель: А вот и сундук, посмотрим ,что в нём? Костюмы
какие-то.( эти костюмы носили на Руси)
-Давайте
вспомним, что же носили раньше на Руси.
(на Руси носили сарафаны –
женщины, а косоворотки - мужчины)
-Мальчики, скажите мне, а почему рубашка так
интересно называлась – косоворотка? (косоворотка
– это рубаха с косым воротом, их носили навыпуск, не заправляя в брюки).
-А чем подпоясывали косоворотку? (Подпоясывали шёлковым шнуровым поясом или
тканым поясом из шерсти. Завязка пояса располагалась с левой стороны).
-А теперь, девочки, ответьте мне, какого цвета были
сарафаны у девушек?(красного (обозначающего тепло, праздник, радостное
настроение), жёлтого ( олицетворял солнце , богатство), голубого( символ неба,
молодости) и коричневого (Землю- кормилицу) цветов)
-Почему эта одежда нарядная и красивая? (потому
что, она вышита крестиком)
-А для чего вышивка и узор на рубахах? (для
красоты, оберега и защита от злых сил)
-И мы с вами станем девочками и мальчиками того
времени. Посмотрите, здесь и для вас есть что-то( дети выбирают
и надевают на себя элементы костюмов- кокошники и пояса).
·
4. Упражнения «Чем мы похожи», «Чем
мы отличаемся» (девочки стоят
против мальчиков)
·
5.Упражнение
«Имена мальчиков и девочек» -рассматривание кукол (передавая
куклу, дети называют имя)
Воспитатель: Ну, что
отправляемся дальше в путь? Что это, лепестки от цветка?
6.Игра «Волшебный цветок »
Детям
предлагается собрать «Цветок», но для этого нужно каждому ребенку взять
лепесток и назвать хорошее качество
девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества мальчиков
– сильный , смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная,
ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой.
Воспитатель:
Отправляемся дальше в дорогу
На нашем
пути вырос волшебный лес
Верхушки сосен до небес.
В этом лесу живет лесовик
Вообще-то он добрый старик
Но тех, кто задание его не выполняет
Он в пеньки
превращает. (присели около ёлочки)
-Здравствуй
лесовичок. Мы идем Марьюшку выручать. Ребята, а лесовичок сказал, что надо
выполнить его задания, тогда он нас пропустит.
7.Игра
«Дополни имя»
-У
некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы
догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Для девочек: Елена...
(Прекрасная)
Сестрица...(Аленущка)
Василиса...
(Премудрая)
Крошечка
…(Хаврошечка)
Марья...(Искусница)
Для мальчиков: Кощей...
(Бессмертный)
Мальчик...
(с пальчик)
Братец...
(Иванушка)
Иван... (Царевич)
Змей...
(Горыныч)
Дети
выходят из леса на лужок.
8.Игра «Лужа». Дети ведут хоровод.
Ай, гугу, гугу, гугу, не кружися на лугу.
Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и
качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже:
На лугу-то лужица, голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода! Вот беда так беда!
Делают несколько прыжков от центра:
Прыг-скок, Прыг-скок!
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
Дети приседают, «попадают в лужу».
Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки
грациозно приседают, благодарят.
Дети
продолжают путь. На тропинке лежит мешок
.
Игра
«Сказочные вещи»
Игла
–
кто пользуется ею, почему? В какой
сказке встречается игла? (Кощей
Бесмертный, Царевна-лягушка)
Зеркальце – Кто
пользуется им, почему? В какой сказке встречается зеркальце? (Сказка о спящей царевне)
Кольцо – Кто
пользуется им, почему? В какой сказке встречается кольцо? (Волшебное кольцо, Сивка-бурка)
Меч
и щит - Кто пользуется ими, почему? В какой сказке встречается
меч? ( Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)
Лук и
стрелы- Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается лук и стрелы?
(Царевна – лягушка, Федот стрелец)
Фонендоскоп
-
Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается он? (айболит)
Дети
выходят к замку Змея Горыныча.
Воспитатель:
-Вот и замок Змея Горыныча.
И он для нас приготовил три
задания, которые мы должны выполнить без ошибок. И только тогда он
отпустит Марьюшку.
- Первое задании: ЗАГАДКИ.
У неё косички, длинные
реснички,
Юбочка с воланами,
платьице с карманами.
Кто же это: белочка,
мальчик или девочка?
(девочка)
- А почему вы так решили? (ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
У кого на курточке пять
карманов или шесть.
Носовой платок – не
знаю, а рогатка точно есть.
Авторучка, батарейки,
ремешки от телогрейки,
Кто же это: робот,
мальчик или девочка? (мальчик)
- А почему вы так решили? (ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
Второе задание: Игра «Сказочная путаница». (Красная
шапочка, По щучьему веленью)
-Вы должны внимательно прослушать текст и найти , что напутал художник. И назвать
сказку и сказочного героя.
Что за
девочка такая? Видишь – ну и ну!
Мама
дочку отпускает в тёмный лес одну.
И
девчонка по тропинке к бабушке идёт,
Что-то
вкусное в корзинке бабушке несёт.
Что за
сказка, отгадали? Эту девочку узнали?
Только
есть изъян в картинке:
Нет у
девочки корзинки,
Что
ещё, скажи, пропало?
Что не
так в рисунке стало?
Что тут
лишнее, ответь, отыщи, найди, отметь!
(стрела,
дом с дедушкой и бабушкой, золотой ключик).
Вот
ведь, глянь-ка, незадача, страшно стало даже:
Бедный
юноша чуть плачет, к дереву прижавшись.
А ему
бы на печи плюшки есть да калачи,
Отдыхать
и наслаждаться, не страдать, не напрягаться!
Но
тебе, наверно, ясно –
Из
своей он выпал сказки,
Не
поможет к сожаленью, парню щучье повеленье.
Всё
здесь наперекосяк , не понятно, что и
как.
(лес и волк, фонендоскоп, Иван-царевич)
Третье
задание: Игра
«Доскажи словечко»
-Змей Горыныч хочет проверить, знают
ли дети вежливые слова? Вам надо
вспомнить такие слова и закончить с их помощью стихотворные строчки.
Мальчик вежливый и
развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).
Зеленеет старый пень,
когда услышит … (Добрый день).
Когда нас бранят за
шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).
Друга встретил ты в обед
и сказал ему … (Привет).
Если же вечером встреча,
скажем ему
… (Добрый
вечер).
Если девочка больна,
хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова,
скажем ей мы … (Будь
здорова).
Если больше есть не в
силах, скажем маме мы … (Спасибо).
И во Франции и в Дании
на прощание говорят …
(До свидания).
-А ещё Змей Горыныч хочет знать кто такие
«настоящие мужчины и настоящие женщины».
-Как
вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений
детей.)
-Девочки
— будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама,
она настоящая хозяйка»?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и справились с
заданиями Змея Горыныча.
И вернул он Марьюшку
царю. А в этом помогли вы ребята.
-Ребята, трудно ли вам
было? Что больше всего понравилось в мире сказок? Как вы думаете, почему вы
выполнили все задания? Какие мальчики, какие девочки?
-А самое главное
мальчики и девочки в нашей группе дружат, помогают друг другу.
- Большое вам спасибо!
Вспомним слова песни о дружбе. Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится
от дождей и вьюг.
Друг в беде не
бросит, лишнего не спросит,
Вот, что
значит настоящий, верный друг.
-Ребята, нам пора
становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад. |