Главная задача воспитания в « Детском саду – Доме радости» - помочь развитию ребёнка как неповторимой индивидуальности. Развитие ребёнка предполагает овладение им разными видами деятельности на уровне самостоятельности.
Если представить жизнь ребёнка как машину, то можно понять, что мотором развития человека, является – самосознание, которое включает в себя самопознание и самооценку. Для того чтобы развивалось самосознание, надо чтобы он научился выполнять разные виды деятельности. С младшей группы ребёнок научился уже, и трудиться, и играть, научился строить, очень многому научился. Главная задача средней группы, чтобы эти виды деятельности ребёнок выполнял качественно, и каждый раз, мог, результат этой деятельности оценить адекватно, т.е справедливо.
Для того чтобы ребёнок научился выполнять деятельность т.е. (задание) до результата, и мог правильно оценить его, ему обязательно нужен образец. В средней группе мы стремиться к тому, чтобы ребёнок терпеливо и настойчиво, любой вид деятельности доводил до результата. И по окончанию работы, обязательно высказал справедливую самооценку. Это трудно, но именно в средней группе, если мы решим эту задачу, у нас очень многое в дальнейшем будет успешным.
Автор программы Н.М. Крылова считает что: « человек развивается только тогда, когда присваивает опыт предшествующих поколений». Поэтому, наша работа состоит в том, чтобы ребёнок средней группы научился выполнять образец. Выполняя образец, он учиться техническим навыкам и умениям: как ставить кисточку, как работать ножницами, как лепить из пластилина, то есть, это чисто работа на технику. Когда он овладеет техническими умениями, тогда сможет творить. Это очень важно, и хотелось, чтобы вы на это тоже обратили внимание дома.
Ребёнка средней группы – мы называем личностью. Когда человека можно назвать личностью? Когда человек совершает над собой сознательные поступки: нравственные или безнравственные. Для того чтобы стать личностью обязательно нужно иметь знания. Знания обычно хранятся в двух формах: первая – это народный опыт (приметы, пословицы, поговорки, загадки, сказки). А вторая форма - научные знания (их дети приобретают в детском саду, в школе и т.д.).
Возникает вопрос: «Доступны ли знания о закономерностях детям среднего дошкольного возраста?» - оказалось доступно. У детей пятого года жизни, развивается особая функция мозга, функция обобщать – выделять закономерности. Но это умение формируется только в условиях, когда ребёнка этому обучают.
Носители этих знаний педагоги, которые грамотно дают знания.
Эти знания, которые дети получают от педагога, составляют лишь 10% от всего состава знаний. А что же такое 90%? А это знания, которые ребёнок приобретает в повседневной жизни, в общении с разными людьми, путешествуя, посещая театры, просматривая телевидение, прослушивая радио. И вот эти знания, представить через технологию просто невозможно. Очень важно чтобы у вас, родителей, были разносторонние интересы, чтобы было множество книг, которые интересны вам и вашему ребёнку.
Мы в группе создаём особые миры, так называемые полки избыточной информации, и для детей средней группы они представляют огромный интерес. У ребят развивается любознательность, поэтому в средней группе мы решаем две задачи: первая - целенаправленно ведём детей по направлению к формированию научных знаний, а вторая задача дать широкий спектр разных знаний из разных областей, они даются, между прочим. Рассказываются детям легко, доступно и понятно.
Во втором полугодии, у нас появляется новая форма работы – вводим дежурство детей по столовой. В декабре 1 этап: где каждый ребёнок может упражняться в новой деятельности, играя роль «хозяина». Вся группа наблюдает сервировку одного стола к завтраку. Даётся им нелегко. Почему? Нужно очень многое помнить. Детям так нравиться эта новая работа, что они сами будут договариваются с вами, кому придти пораньше, потому что, кто первый придёт тот и заботится о других. И желание доказать, что он уже большой, что стал самостоятельный побуждают ребёнка просить своего папу или маму привести их пораньше.
Ежедневно утром проводиться индивидуальная работа с первым ребёнком, а каждый следующий ребёнок привлекается к общему разговору, и идёт такая очень дружелюбная по форме и содержанию работа с детьми.
Особенность детей средней группы проявляется ещё и в том, что на основе овладения разными видами деятельности они стремятся к партнёрству. Дети с удовольствием вместе играют, распределяя роли между собой: они вместе лепят парк, вдвоем или втроем, они вместе строят по несколько человек улицу города, площадь. Объединяясь между собой, у них проявляются разные характеры, умения подчиняться и подчинять к себе, умение договариваться, то есть ребёнок всё время находится в состоянии выбора, состоянии поиска и совершения поступка. Мы очень поддерживаем развитие таких партнёрских отношений. Но это возможно только в том случае, если все дети овладели деятельностью на уровне самостоятельности. Если в начале года придёт ребенок, который не посещал нашей группы, он не сможет войти в эти партнёрские отношения. Поэтому он должен пройти некоторое время путь, который прошли дети в младшей группе. Ему надо понаблюдать, что делают другие ребята, и только тогда он научиться. Затем аккуратно его можно включать в эти партнёрские объединения. Когда дети самостоятельны, они не ссорятся. Поэтому наши дети дружелюбны, они умеют между собой договариваться.
В средней группе, опаздывающий ребёнок должен включиться в партнёрские отношения с уже играющимися детьми. И фактически все дети, приходящие в группу образуют играющий коллектив. Это - то новое, что отличает организацию жизни средней группы от других групп. После завершения деятельности все дети участвуют в уборке игрушек, а потом мы повторяем материал содержание, которого повторяли утром несколько детей, а теперь все. Очень важно чтобы этот материал стал понятен для всех детей группы.
После ребятки уходят на зарядку. В понедельник в 8.00 проводит физкультурный работник в зале, со вторника по пятницу проводим мы – воспитатели, в спальне.
Занятия в нашей группе проводятся, только тогда, когда каждый ребёнок к этому занятию подготовлен.
Все занятия в нашей технологии разработаны. Занятие состоит из трёх частей. Мотивация занятия проходит в спальне, тут начинается подход к занятию. Воспитатель разговаривает как бы между прочим, а заходя в группу, дети займут место, толи они сядут на стульчик, толи они будут стоять.
После обсуждения предстоящей деятельности ребятки идут мыться, как всегда они делятся на подгруппы, потому, что помещение не позволяет идти всем детям одновременно мыться. Если в младшей группе мы четко дели первыми идут мыться мальчики, потому что для них умывание было массаж пальчиков, который необходим для развития речи. То в средней группе уже такой необходимости нет. Детей распределяем по содержанию предстоящей деятельности если договорились, кто - то будет строить на улице дом двухэтажный, а кто-то будет строить трёхэтажный дом. Поэтому предлагается идти первыми мыться тем, кто будет строить двухэтажные дома, а потом кто будет строить трёхэтажные, или кто будет лепить животных – медведей идут первыми, а кто лису вторыми. Такое содержательное деление делает подгрупповые объединения разными, что позволяет ребяткам, включатся в разные партнёрские отношения. Вторая подгруппа в это время играет в хороводную игру, или рассматривает, что изменилось на полках, так называемых наших миров, что появилось нового. Это развивает любознательность, наблюдательность. После умывания дети идут на такую традиционную форму работы, это есть только в «Детском саду – Доме радости» - как опробование. В младшей группе опробовав морковь, мы у детей спрашивали – «Что сказали глазки? Что сказал носик? Что сказали зубки? Что сказал язычок?» В средней группе опробование моркови или капусты только повод, главное, ведём детей в новые области, рассказываем, где росла морковь, как её растили, что из неё можно приготовить, какую пользу она приносит человеку. Сообщаем детям, что морковь относиться к группе овощей.
Во время завтрака обращаем внимание как красиво дети пользуются столовыми приборами, как они убирают за собой посуду, как они самостоятельны во время еды. После завтрака дети играют в разные игры, могут играть с постройкой, которую построили утром, и они её обыгрывают. В другие дни дети играют с машинками, куклами, с крупным напольным строителем. Мы поддерживаем развитие разных видов игровой деятельности. В это время, няня убрав посуду, помогает нам воспитателям тем, что напоминает отдельным детям о туалете перед занятием, убирает вместе с детьми игрушки, расставляет столы и собирает вместе с нами детей к предстоящему занятию.
В средней группе проводиться два занятии утром, одно занятие по развитию речи или по продуктивным видам деятельности, второе занятие музыкальное или физкультурное.
В традициях «Детского сада – дома радости» перед прогулкой проводить две формы работы: минутка шалости и минутка тишины. В минутке шалости предлагаем детям поиграть в подвижную игру по их желанию, на их выбор. А минутка тишины это настройка на наблюдение природы, на прогулке. Прогулки получаются интересные. После прогулки закрепляется пройденный материал, проводятся индивидуальные работы с детьми. В средней группе добавилось чтение детям книг перед сном.
Вторая половина дня. В средней группе все вечера отданы разным видам детской деятельности.
В понедельник дети играют в строительную игру, она вызывает у детей огромный интерес. Дети строят набережные, площади, улицы, дома, сказочные деревни, а потом обыгрывают постройку.
Во вторник играют в сюжетно-ролевую, в средней группе это игра «Детский сад». В этой игре дети учатся быть «сотрудниками» детского сада, нянями, которые заботятся, чтобы «дети хорошо поспали», «вкусно и приятно поели», «интересно погуляли на участке детского сада». Далее детей познакомим с профессией повара, организуем экскурсию на кухню, чтобы у них появилось желание играть в этого умелого человека. Затем познакомим детей с профессией прачки, и расскажем о её значении, чтобы появилось у детей желание создать её образ в игре. Игра длиться в течении года, что позволяет каждому ребёнку пройти все роли.
В среду проводиться либо игра - драматизация, либо вечер досуга, Очень нравиться детям игра драматизация, в этой игре надо научиться, не быть самим собой, ребёнок должен подчиниться предлагаемой роли. Мы стараемся сделать так, чтобы маленькая девочка исполнила роль большого медведя, а большой мальчик исполнил роль колобка или мышки норушки. Вот это умение изменить себя, подчинить своё поведение роли, очень важная задача в жизни человека и драматизация этому помогает.
В четверг трудовая деятельность. Сюда входят самообслуживание, ручной и хозяйственно- бытовой труд. Дети с удовольствием моют игрушки, стирают одежду кукол, сервируют стол.
А пятница - вечер опытов, экспериментально-поисковой деятельности и настольно печатных развивающих игр. Главное содержание этого вечера – это расширение «неясных» знаний детей. Где каждый ребёнок получит ответ на свои что?, где?, когда?, зачем?, почему?.
Благодаря освоению анализа, синтеза, сравнения, обобщения, развитию памяти и воображения, образной памяти, образного мышления, ребёнок овладевает предметными обобщениями. Эти умения открывают пятилетнему ребёнку способы самообразования, саморазвития. |