Четверг
21.11.2024
18:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатели

Воспитательный потенциал музыкального фольклора

 "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

 должно быть народным" 
(К.Д.Ушинский.)

 Современная семья утратила многое из старых добрых традиций воспитания детей. Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение с родителями, не обеспечивает должной адаптации ребёнка к социуму, не позволяет накопить должного социального опыта в общении со старшим поколением, поэтому нередко и растёт отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.

Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения – детские сады, лицеи и т. д. – на всю неделю. Это не заменяет  ребёнку родительскую любовь, семейный уют, тепло домашнего общения. Не трудно предугадать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная чёрствость, искажённая система ценностей, ведь при нём утрачивается «нить родства» и семейного взаимопонимания. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых объединяют лишь общие стены, а не родственные чувства.

Ещё несколько десятилетий назад молодая семья доверяла своих детей родным бабушкам и дедушкам. Именно бабушки неторопливо и задушевно рассказывали своим внучатам о добром Иванушке, злом Кощее, трудолюбивой Крошечке-Хаврошечке…

Не забывали малыши эти сказки,  ведь внучкам бабушки повторяли: «Ты у меня такая же находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса Прекрасная». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом: «Не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены – это верная примета». И внучка уже бежит за веником. И сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы поощрения и наказания.

       Народная педагогика проявляется в колыбельных и игровых песнях, в подвижных играх, в  детском  фольклоре и во многих других  элементах народной жизни.

        Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Оно обладает высоким общеразвивающим,  образовательным и воспитательным потенциалом.

         Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.

Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства.

         Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения эстетической культурой средствами музыкального фольклора. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его духовного становления.

Для музыкального фольклора изначально характерен синтез различных видов искусства, который должен занимать одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с детьми. Именно поэтому народное искусство особенно близко детям дошкольного возраста: оно соответствует характеру их мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного). Поэтому образцы музыкальных народных произведений так близки и понятны детям, способствуют обогащению их духовного мира, оказывают эффективное воздействие на весь уклад их жизни.

Исполняя считалки, приговорки, заклички, слушая колыбельные песни, частушки, потешки, играя в разнообразные народные игры, дети приобретают опыт, развивают кругозор, познают природу, окружающий мир, обогащается их словарный запас, происходит физическое развитие, совершенствуется культура поведения. У дошкольников формируется эстетический вкус, эстетическое восприятие мира.

В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт воспитания детей с использованием народного музыкального творчества. В методическом плане весьма привлекательными становятся характерные черты музыкального фольклора: правильность, поэтичность, мелодическое богатство; ритмическое разнообразие, ясность и простота формы.

Народная музыка позволяет освоить, понять детям различные средства музыкальной выразительности: динамику, ритмический рисунок, темп, фразировку. Простота мелодий и логичность фразировки, характерные для образцов музыкального фольклора, развивают у дошкольников чувство музыкальной формы, а это способствует более выразительному выполнению движений детьми в хороводах, плясках.

Кроме того, такие образцы музыкального фольклора как народные игры способствуют воспитанию у них устойчивой интонации, умение согласовывать танцевальные движения с пением. Что особенно привлекательно, народные игры могут исполняться без музыкального сопровождения и вне занятий. Использование их в самостоятельной деятельности способствует развитию у детей творческой инициативы, самостоятельности.

Таким образом, фольклор может использоваться в разных видах музыкальной деятельности, но особенно широко используется в пении.

Педагоги-музыканты считают музыкальный фольклор незаменимым в работе над формированием певческих навыков, развитии голоса и слуха. Многие детские народные попевки и веснянки несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты зайка», «Поет, поет соловушка» используются успешно в работе в старших группах, их можно включать в качестве упражнений и распевания. Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Включать в учебно-воспитательный процесс ДОУ, на наш взгляд, следует не только русские народные песни, но и песни народов среднего Поволжья – татарские, башкирские, чувашские, мордовские, для которых характерны яркие специфические мелодические интонации. Это будет способствовать возникновению интереса к музыкальному творчеству других народов, населяющих наш многонациональный регион. Для более точного дифференцирования интонационных особенностей народных песен можно предложить детям сравнить попевки с аналогичным содержанием у разных народов. Ведь именно через слушание удается донести до сознания ребенка своеобразие народной песни, пробудить к ней неподдельный интерес.

Народная пляска тесно связана с народной песней. В хороводных играх, любимых дошкольниками, участники подражают либо трудовым процессам: «А мы просо сеяли», либо каким-либо животным: «Ворон». Ребенка увлекает в хороводах яркость, образность. Знакомя с хороводом, необходимо раскрыть главную мысль, идею песни перед детьми. Например, в хороводной игре «Как пошли наши подружки» проводится мысль о дружбе, заботливом отношении к товарищам.

Яркие переживания, полученные в процессе «общения» с музыкальным фольклором, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, оказывают большое влияние на последующие его интересы, предпочтения, вкусы. Используя свой небольшой опыт, умение сравнивать, сопоставлять, выделять характерные признаки, выразительные детали, дети постепенно учатся отображать полученные впечатления в содержании своей разнообразной деятельности. Так, познание и осмысление музыкального фольклора, восхищение им обогащает индивидуальный опыт ребенка, позволяет усваивать ценности родной культуры.

Таким образом, как показывает анализ литературы, а также собственный педагогический опыт, музыкальный фольклор оказывает существенное влияние на развитие эстетической культуры детей. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способным его приумножить. Этому способствует внедрение высочайших образцов музыкального фольклора в образовательно-воспитательную практику ДОУ.

Использование ярчайших образцов музыкального фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует:

1) формированию чувства гармонии, способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности по законам красоты;

2) воспитанию любви, уважения к родным и близким, уважительное отношение к старшим и к сверстникам;

3) развитию патриотических чувств (повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к народной песне).

4) закладывает основу нравственных качеств личности (интерес и любовь к прошлому и настоящему своей Родины, родного края, народу; бережное и деятельностное отношение к окружающей среде, родному дому, садику).

5) развивает творческие способности, желание импровизировать; подготавливает к восприятию классического музыкального искусства.

  ЛИТЕРАТУРА

 

1.            Ветлугина. Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1989. – 271 с.

2.            Праслова. Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.

3.            Катинене. А. И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-6 лет / А. И. Катинене. – М. : Просвещение, 1997. – 144 с.

4.            Радынова. О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.

Категория: Воспитатели | Добавил: skazka (23.10.2012)
Просмотров: 2627 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz