Пребывание
детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского
организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к
неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют,
много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен,
улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся
более, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения
и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует
всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке или на улице дети
получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о
транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об
особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными
явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них
интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает
наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и
представления.
Прогулки доставляют
детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На
основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к
родной природе.
Здесь как нигде
детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной
мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных
действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в
свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу
возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с
максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен правильно руководить
их деятельностью.
Детей следует
привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных
движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования
предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные
знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения,
слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более
глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные
и незабываемые впечатления.
Каждый ребенок
должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо
для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может
постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о
жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое
время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне,
возле реки, озера или моря.
Следует отметить,
что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и
приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного
равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет
организм в целом и является основой физического здоровья. Материал подготовила воспитатель Матвиенко М.М. |