Физическое
развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою
половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки/мальчика,
мужчины/женщины.
Социально –
моральное развитие: формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, учить
придерживаться социальных требований в
общении с окружающими.
Эмоционально
– целостное развитие: учить быть приятным в
общении, воспитанным человеком.
Познавательное
развитие: обратить внимание на
половые различия людей, дать понятие о семье, как о факторе сохранения и укрепления здоровья
человека.
Речевое
развитие: продолжать учить
рассказывать о себе, как о представителе определенного пола, передавать словами
жизненные впечатления. Развивать связную и монологическую речь, формировать
грамматически правильную речь. Расширять словарный запас, активизировать
прилагательными женского, мужского рода.
Воспитывать уважительное отношение к близким людям, культуру общения между
членами семьи, а также желание совершать поступки ради других людей.
Формировать понимание того, что
поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого
человека, умение работать в малых группах
Предварительная
работа: Беседы на темы: «Мои родные
и я», «Что значит быть вежливым», упражнения: «Позови ласково», «Свеча», «
Давайте познакомимся», изготовление игр, наглядных пособий.
Материалы к
занятию: изображение андрогина,
запись легенды на диск, конверт, семейные альбомы, сердечки из картона, платки,
дидактическая игра «От рождения до старости» (на каждого), микрофон, волшебная
палочка, аудиозапись детских песен, иллюстрации с изображением благородных
поступков мужчин, парные картинки по 2 штуки, мелкие предметы за ответ, мяч,
подушечки на каждого ребенка.
Ход занятия
Оргмомент: Звучит песня « Из чего же, из чего же, из ….». Дети парами входят в группу,
мальчики с девочками за руку. Встают в круг.
- Ребята, мы
по – разному умеем здороваться и пальчиком , и улыбкой, и ладошкой, а сегодня я
предлагаю поздороваться c помощью
танца (мальчик - поклон, девочка - реверанс)
Введение в
тему: Сегодня мы будем много играть и говорить о тех, кто
живет на планете Земля, то есть о нас с вами. Каждый человек на земле либо
мужчина, либо женщина, а дети – мальчики и девочки. А вы знаете кто вы? Сейчас мы
поиграем в игру: «Интервью», вы будете
по- очереди брать микрофон, и давать интервью, т.е. рассказывать, как вас
зовут и кто вы? (мальчик или девочка). Меня зовут
Юлия Владимировна – я женщина, дети представляются…)
- Теперь мы узнали друг о друге больше. Мальчики, что вы можете сказать о девочках?
Какие они? (…нежные, ласковые, заботливые…) (приготовить призы для активизации,
если будут молчать)
- Девочки,
теперь вы скажите, какие у вас мальчики?
(… смелые, сильные, ловкие, веселые…)
- Мальчики возьмите за руку девочек и
проводите их на стульчики, где картинка девочки, а сами садитесь на стульчики,
где указан мальчик. (Мальчики провожают девочек до стульчиков, и садятся сами)
- А что
мальчики могут рассказать о себе? (стихотворение)
Пусть плачут сосульки и ржавые ведра .И мокрые шляпы: кап, кап
Но мы ведь мужчины, реветь без причины нельзя нам по чину никак!
Пускай синяки, фонари, даже шишки – нельзя нам заплакать никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит, мужчины мы слез не покажем никак!
- Девочки,
что вы можете сказать о себе?
Мы девчонки это значит скромные, приятные И во всех своих делах
очень аккуратные.
Любим в кукол и посудку мы
с подружками играть, подснежники весною
на пригорке собирать
А поплачем мы немножко – это не считается, потому что мы девчонки
нам это разрешается.
- Вы правы,
ребята, мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим надо всегда
считаться и помнить об этом.
Девочка – это будущая женщина, мама. Мальчик – будущий мужчина, защитник,
он никогда не обидит женщину, а всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и
берет на себя все трудности. Совершает благородные поступки, о которых мы
поговорим позже.
- А сейчас проверим,
чем отличаются мальчики от девочек, а девочки от мальчиков, а помогут нам в
этом «Веселые
фанты». Дети парами идут за мной
к доске, на которой висит газета «Веселые фанты». На фантах написаны загадки –
обманки - слушайте внимательно и отвечайте, кто это мальчик или девочка? У меня
есть волшебная
палочка, на кого она покажет, тот снимает фант (загадка)
Весной
венки из одуванчиков плетут, конечно, только …
Болты,
шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …
Коньки по
льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …
Болтали час
без передышки в цветастых платьицах …
При всех
помериться силенкой, конечно, любят лишь …
-Молодцы! Сейчас, мальчики, помогите девочкам поставить
стульчики, а потом себе. А девочки приготовят пособия (ставят на стол
подносики).
- Сегодня мы с вами поговорим о семье (показ фото из семейного альбома)
Есть в доме альбом.
Семейный альбом:
Как в
зеркале мы отражаемся в нем.
Пускай не
всегда мы красивы,
зато эти
фото правдивы.
- У вас дома
есть семейные альбомы? Скажите, зачем
люди фотографируются? (потому что мы растем, изменяемся…)
-Я
приготовила для вас игру, которая называется «От рождения до старости». Пришла
пора проверить, как наши мальчики и девочки умеют не только играть вместе, но и
выполнять сложные задания. Сначала нужно найти свое место (даю каждой паре
картинку, дети ищут стол с такой же картинкой) садятся (мальчик сажает девочку,
потом садится сам).
Дидактическая
игра «От рождения до старости».
- Разложите
фотографии по возрасту, начиная с самого младшего. Мальчики – дедушку, а
девочки – бабушку.
-
Посмотрите на фотографии и покажите бабушку, когда она училась в школе
(мальчики - дедушку), а теперь покажите бабушку (дедушку), где она моложе
вас,…когда она училась в школе, …такая же, как вы сейчас, … где бабушка – младенец, а где
старушка.
- Ребенок
растет, растет и превращается из грудного малыша – во взрослого человека.
Взрослый человек поживет, поживет – и начинает стареть. Стареет, стареет – и
делается совсем стареньким. Старенькие люди живут – живут, а потом умирают. Так
со всеми людьми происходит.
Как хорошо,
что у каждого из вас есть своя семья. И в каждой семье есть семейный
фотоальбом. Мы с удовольствием смотрим, какими мы были раньше, какими стали
сейчас, а также какими были наши бабушки, прабабушки. Подойдите к столу,
посмотрите на фотографии. На этих
фотографиях - близкие вам люди. Все те, с кем вы живете. Расскажите, кто живет в вашей семье? (несколько детей…..)
Сообщение
нового: (сюрпризный момент)
Вдруг из
фотографий выпадает конверт. - Ой,
ребята что это? (письмо) Читаю «Легенда о двух половинках», что же это за
половинки, вы хотите узнать? Давайте откроем и прочитаем письмо (открываю, а там
диск) Садитесь удобно на подушечки, и приготовьтесь
слушать (звучит легенда об андрогинах)
«Это было давным-давно. В те стародавние времена землю населяли
странные существа, добрые и могучие. Назывались они андрогины (показ рисунка).
И не было им равных по силе и уму. Трудно себе представить, но у них были две
головы, четыре руки и четыре ноги. А самое главное – все они были счастливы.
Позавидовал их счастью Злой дух. Стал думать, как украсть у них счастье. И
придумал. Разделил он эти замечательные существа на две половинки. Одну
половинку назвал мужчиной, а другую – женщиной. А чтобы не соединились они
вновь, перемешал половинки и разбросал по всей земле, как семена. И стали называться
эти семена человечеством. С тех пор несчастные половинки бродят по свету,
маются, ищут друг друга. Ни покоя, ни счастья в их душах не стало. Но если двум
половинкам все-таки удается найти друг друга, рушатся заклятия Злого духа,
соединяются они в одну семью, как в стародавние времена, и обретают вновь и
счастье, и силу. Имя той силы – любовь!»
- Подумайте, ребята: в чем же
заключается счастье людей? (найти свою половинку) Пока вы маленькие вы частички
своих мам. Но когда вы вырастете, вам тоже захочется иметь детишек. А для этого каждый должен найти свою
половинку. И здесь главное - не ошибиться. Иначе никакого счастья от этой
встречи не будет.
Сейчас мы с вами поиграем. Пока
звучит музыка, каждый из вас должен найти свою половинку. (5 сердечек разрезаны по-разному на 2 части,
первые раздаются девочкам, вторые – мальчикам). Подвижная игра «Найди пару». Ну
вот, и встретились 2 половинки, стали жить вместе, они счастливы. Как одним словом
назвать мужчину и женщину, которые долго живут вместе? (Семья) Так
появилась семья. Семья будет крепкой и дружной, если вы внимательны друг к
другу и любите членов своей семьи, благородные поступки, будете применять. Игра с мячом «Назови
благородный
поступок».
А вот
насколько вы внимательны, мы сейчас проверим.
Игра «Поиск
партнера» Дети стоят по парам и внимательно
рассматривают друг друга. Затем мальчики отворачиваются, а девочки опускаются
на корточки и накрываются платками.
Мальчики должны через платок на ощупь узнать свою девочку.
-Чтобы в семье был мир да лад, вы должны
знать много ласковых слов и как можно чаще произносить их, обращаясь к членам
своей семьи. Игра «Проснись, улитка»
Девочки ложатся, удобно свернувшись на пол. Мальчик обращается к своей
девочке ласково, так, чтобы сон прервался, и улитка медленно развернулась.
Мальчик берет ее за руки и поднимает. И так, пока все «улитки» не проснутся.
Итог: - Молодцы! А сейчас садитесь на подушечки, закройте глаза… Представьте, что возник цветной экран, как
экран телевизора. На экране вы видите все наше занятие от начала до конца. Вы
видите игры, в которые мы играли, вы слышите слова, которые мы произносили. Вспомните,
хотя бы одно из этих слов… откройте
глаза. Давайте с вами построим «пирамиду любви» из этих слов (воспитатель
называет слово любовь и протягивает руку вперед, затем каждый ребенок называет слово и кладет
руку сверху). Какая высокая получилась пирамида! Вы чувствуете тепло рук? Пусть
в ваших семьях всегда будет тепло и
уютно, а здоровье ваше будет таким же крепким, как наша пирамида. «Игра
пирамида любви»
Вам
понравилось наше занятие сегодня? Что понравилось больше всего? Похвалить!
|