Консультации для родителей.
Родителям о
правилах дорожного движения
Проанализировав
дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что
80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в
тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта,
места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с
детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников дорожной полиции,
на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных
издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного
движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год
детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей
частью в непосредственной близости от дома.
Большинство
родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям
и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто
и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве
опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с
автомобилем у него связаны приятные впечатления.
Ничто так не
влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно
научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию.
Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для
транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они
пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать
разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а
перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам,
прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и
настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.
Терпение и настойчивость - то, чего нам так не хватает в повседневной жизни.
Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради
спасения жизни и здоровья собственных детей.
Причиной
дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к
этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное
отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим
себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями
на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени
управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние
до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные
возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся
дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед
остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают
вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять
здесь весёлую игру.
Избежать
этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка.
Важно знать, что
могут сами дети:
Начиная
с 3-4 лет:
- ребёнок может
отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления
не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
Начиная
с 6 лет:
- ребёнок всё
ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно
две трети того, что видят взрослые;
- большинство
детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная
машина;
- они ещё не
умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного
- мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
Начиная
с 7 лет:
- дети могут
более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Начиная
с 8 лет:
- дети уже могут
реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину
опытные пешеходы;
- они развивают
основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия,
делать крутые повороты;
- они могут
определить, откуда доносится шум;
- они учатся
понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем;
- они усваивают,
что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут
отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться
на тротуар;
- но они по-прежнему
не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
Важно
чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения:
- не спешите,
переходите дорогу размеренным шагом;
- выходя на
проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть,
что при переходе дороги нужно сосредоточиться;
- не переходите
дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора;
- переходите
дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;
- из автобуса,
троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может
упасть или побежать на проезжую часть дороги;
- привлекайте
ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему
те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.;
- не выходите с
ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная
ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли;
-
не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Соблюдать
правило необходимо и в автомобиле.
Здесь перед вами
открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок,
ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве
пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие
правила:
- пристёгиваться
ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде
на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми,
то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку;
- если это
возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину
или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на
тротуар;
- как водитель
или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны
по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток
проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте
различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте
и свои собственные ошибки;
- во время
длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому
они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы;
- прибегайте к
альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или
ходьба пешком.
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Ю. Яковлев
|