Экологическое
воспитание детей средней группы.
Дошкольное
детство – это начальный этап становления личности. Знакомить детей с природой
надо с раннего возраста. К.Д. Ушинский называл природу великой
воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значение
возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Главная цель экологического воспитания –
формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к
окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Дети учатся
устанавливать связи между живой и неживой природой, связь живого организма со
средой обитания, приспособленность к ней. Изучают влияние природы на трудовую
деятельность людей, которая связана с использованием её богатства, загрязнением
окружающей среды, охраной природы. Уже в течение двух лет углубленно занимаемся
воспитанием у детей познавательного интереса к природе. В процессе работы с
детьми мы заметили, что они входе конкретных наблюдений легко могут установить
связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами,
дети могут связать их прилёт весной с температурой воздуха, таянием снега,
вскрытием водоёмов, появлением насекомых. Ребята разбираются в том, что до тех
пор, пока не появятся насекомые – птицы не прилетят в леса, пока не вскроются
водоёмы – не прилетят водоплавающие пернатые. Таяние же снега , вскрытие рек, появление насекомых
связано с повышением температуры воздуха. При изучении природы открываются
возможности и для эстетического воспитания детей. Природа обогащает человека
духовно. Задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её
красоту, уметь ценить и пользоваться увиденным. Но воспитатель должен быть
подготовлен сам к восприятию красивого. Чтобы увидеть красоту природы,
необходимо быть к ней ближе. Для этого мы проводим с детьми экскурсии в лес, в
парк, эти экскурсии дают возможность обобщить знания детей о том, что лес –
наше богатство, а деревья, кустарники и травы – частица родная природы. Дети
получают более глубокие знания о деревьях: липе, осине, берёзе. Дети вспоминают
о них стихи, загадки, пословицы о лесе, поговорки.
Воспитание любви к природе должно
идти через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в
озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и
скверах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают.
Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в народном
хозяйстве, дети полюбят и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время
подкармливать их. Наблюдая за луком, растущим в разных условиях, здесь мы с
ребятами выявили зависимость изменения зелени лука от степени освещения,
температуры воздуха, наличия или отсутствия воды. В конце занятия мы делаем
заключение: «Вот так и в природе вокруг нас цветы, деревья, наши питомцы в
уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы к ним будем проявлять
доброту, заботиться о них. Они будут себя хорошо чувствовать и нас порадуют
красотой и здоровьем».
К.Д. Ушинский отмечал положительное
воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие их в процессе
общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика
– наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять
рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых,
подводить изученные виды на один раз».
|