ИГРА КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
Игра
– одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в
семье. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто
определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка
желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее
эти отношения, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми,
переносятся им в игру.
Общение
с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой
деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой
тематикой. В семье ребенок имеет возможность включиться в трудовую деятельность
взрослых, что способствует возникновению отношения сотрудничества, доверия,
взаимопонимания между ним и взрослыми. Но для дошкольника труд является еще и
игрой.
Однако,
родители не всегда представляют правила организации такой игры, не во
всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках,
коробах, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав
игрушек. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми и целыми. Критериями
приобретения игрушки является ее яркость, новизна, внешняя привлекательность, а
мотивами приобретения выступает желание порадовать, позабавить ребенка.
Одним
из недостатком семейного воспитания также является стремление родителей
покупать детям игрушки в зависимости от того, кто у них: сын или дочь.
Вследствие этого девочки дома играют только с куклами, а мальчики приобретают
только транспорт, оружие. При этом, старшие члены семьи не осознают того, что
ограничивают формирование интересов детей, так как правильный подбор игрового
материала побуждает к разнообразным играм и обеспечивает развитие различных
интересов.
Но
и при наличии достаточного количества игрушек в семье разрешается использовать
в играх предметы домашнего быта (диванные подушки, стулья, мамин шарф и пр.). В
играх детей эти предметы сохраняют свои функции или же приобретают новые,
развивая тем самым фантазию, дополняя и обогащая сюжет, игровой замысел,
содержание игры.
Также
родителям не стоит забывать о том, как важно ребенку даже небольшое участие
взрослых в детской игре, для них очень важно чувствовать, что его понимают и
одобряют его игровые действия. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на
себя определенную роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он
незаметно руководит игрой. Стать партнером в игре – значит занять положение
сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Такое игровое
общение отличается от повседневного отсутствием наставничества.
Советы
родителям
1. Детям следует
приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные (изображающие людей,
животных, предметы труда и быта), двигательные (коляски, спортивные игрушки),
строительные наборы, дидактические (мозаики, пирамидки, настольно-печатные
игры), игрушки-забавы, полуготовые игрушки.
2. Приобретение игрушек
должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки.
Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно
рассеивает внимание дошкольника.
3. Для нравственного
воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки,
животные, герои сказок.
4. Не следует иметь
специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково требуются и
куклы, и машины.
5. Отведите ребенку удобное
для игр место, создайте в нем тематические уголки.
6. Не ленитесь поиграть с
ребенком. Даше недолгая совместная игра привнесет в жизнь Вашего ребенка не
только эмоциональное удовлетворение, но и разнообразие в мир игры.
7. От взрослых зависит, как
ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками: являются ли они друзьями,
партнерами или же дошкольник остается к ним равнодушен.
8. Приучайте детей к
порядку и бережливости. Для хранения игр и игрушек оборудуйте удобные полки, а
для дидактических пособий – отдельное место в качестве учебной, развивающей
тематике.
9. Купив новую игрушку,
покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в
сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игры с ней. Подготовила: воспитатель Нечаева Л.А. |