Мама, мне страшно…
Первого похода в школу боятся абсолютно все дети, правда мало кто может объяснить свои страхи. Бывает, ребенок хочет поскорее в школу, чтобы стать вровень, например, со старшим братом. Таким образом, страх вуалируется, но существует.
Прежде всего ребенок боится неясности. Что такое школа? «Страшный зверь с огромными клыками или пушистая киска»? Зачем туда идти?
Важно подробно разложить по полочкам все неопределенности, что поможет избежать отторжения школы в дальнейшем. Ведь так трудно усидеть на месте, когда хочется бегать и прыгать, внимательно слушать, когда хочется играть!
На фоне обычной боязни школы иногда развивается комплекс неполноценности. Например, при маленьком росте (или, наоборот высоком) ребенку может казаться, что в школе он станет предметом насмешек и унижений. Тактика здесь проста, объясните, что как раз в школе преодолевается неуверенность в себе, ведь способности к музыке, рисованию, математике, не зависят от роста, комплекции, цвета волос и т.д. Вот что должен понять ребенок.
Стать мудрым родителем
Не менее важной для родителей должна стать тактика «приемлемости». Главное, избегать указаний, нравоучений, инструкций и директив.
В любой ситуации непонимания прибегайте к правилу трех мудростей.
Мудрость №1
Не смотрите на ребенка как на 1/10 вас самих. Обращайтесь с ним, как со взрослым человеком, самостоятельным, сознательным, имеющим свое мнение. В разговоре не используйте фраз типа «ты еще маленький, чтобы это понять». Не употребляйте сложных терминов и не сюсюкайте.
Мудрость №2
Попробуйте поставить себя на его место, взгляните на ситуацию его глазами, испытайте его страхи и неуверенность.
Мудрость №3
Вспомните себя. Многие опасения передаются по наследству, и если мама или папа боялись идти в школу, вполне вероятно, что и ребенок к школе будет относиться с тревогой.
И еще: не все гении были примерными учениками. Гоголь был до того задумчивым мальчиком, что мать показывала его врачу. Горького в детстве ене брали в игры товарищи, так как он любил задираться.Булгаков тоже любил подраться, а Эйнштейн был самым плохим учеником в классе. Бетховен за всю свою жизнь так и не смог выучит таблтицы умножения, а Роберт Бернс долго не мог научиться читать.
Адаптация к условиям школы длится обычно от трех недель до двух месяцевНо может затянуться и до полугода. Самое важное для ребенка в это время уверенность в том, что близкие готовы прийти на помощь.
Просто быть рядом
В жизни ребенка должны быть другие, его собственные интересы: рисование, конструирование, танцы, лепка, спорт. То, что помогает наиболее полно раскрыться его творческому потенциалу. Крайне важно предоставит ему возможность стать успешным в другой сфере. Родителям надо подчеркивать, что маленький человек умеет что-то делать хорошо, то постепенно научиться всему остальному.
Главный признак того, что ребенок освоился в школьной среде, - это хорошее отношения с одноклассниками и учителем. В этот период он активно устанавливает контакты, ищет сое место в детской среде, учиться сотрудничать с другими школьниками. От того, какая социальная роль будет им освоена, зависит весь период школьного обучения. Пусть ребенок самостоятельно учится проявлять себя и завоевывать авторитет. Все чем родители могут помочь – просто быть рядом в нужный момент, и если ребенок просит совета – дать его.
Привыкание к школе может быть сложным и затяжным. И если в конце первого года ребенок не адаптирован (хотя и хорошо успевает в учебе), ему нужна помощь детского психолога. Это сигнал: родители делали что-то не так, и им самим не лишне будет проконсультироваться и откорректировать свое поведение.
Н. Андрикеева, психолог
Источник: «Уютная газета»
Материал подготовила воспитатель: Стадник И.В. |