Роль компьютера в
положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся
возможностей для обучения (в том числе в
процессе различных игр), очевидна. Игры на компьютере – это те же занятия, а ребёнка
всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить буквы или, например, складывать цифры. Созданы и создаются
различные обучающие программы для дошкольников. Замечено, что многими навыками,
например, счёта, чтения – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а,
нередко, и лучше, чем при обычном обучении. Но это всё одной стороны.
Что же тогда плохо? А плохо то, что при
не соблюдении режима компьютер из друга превращается во врага. Нельзя забывать
о том, что всё хорошо в меру. Замечательные игры, столь полезные для детей,
могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед
компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической
зависимости ребенка от виртуального мира. Кроме этого, из-за долгого сидения
перед компьютером затуманивается зрение, нарушается аккомодация: глаза с трудом
перестраиваются с ближних предметов на дальние и наоборот. Замечено, что люди
за монитором реже моргают – глаза пересыхают, появляются покраснения. А если
человек ещё сидит за компьютером в неудобной позе – затекают и другие мышцы,
нарушается кровообращение в шейном отделе, что влечёт за собой дальнейшие
изменения в кровоснабжении мозга.
Чтобы уменьшить вредоносное воздействие
на ребёнка, НУЖНО:
·
Отказаться
от использования старых мониторов кинескопного вида – они очень плохо влияют на
зрение. Лучше всего – жидкокристалический экран. Чем больше размер экрана – тем
лучше, т.к. глаза совершают больше движений.
·
Для
каждого детского возраста существует ограничение во времени пользования компьютера:
в 4-5 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут,
·
Правильно
организовать рабочее место: отрегулировать высоту стула, расстояние от глаз до
монитора (оптимально 50 – 60см). Высота стола (или специальной полочки для
клавиатуры) должна быть такой, чтобы руки естественно лежали на клавиатуре, не
тянулись к ней наверх и не висели в воздухе без опоры. Нельзя смотреть на
монитор снизу вверх, только слегка сверху вниз. Правильное освещение –
естественный свет, падающий слева, а в тёмное время суток лампа не должна
освещать экран монитора, чтобы избежать бликов.
·
Если
ребёнку назначены очки для чтения (так называемые «очки для близи»), их нужно
надевать при работе на компьютере.
·
И,
конечно, нужно делать упражнения для глаз. Офтальмологи обычно рекомендуют
гимнастический комплекс для глаз, разработанный Э.С.Аветисовым. Вот он:
Упражнения
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости.
1. Сомкните веки на 3-5
секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
2. Быстро моргайте обоими
глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с
интервалами 7-10 секунд.
3. Сомкните веки и
указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в
течение одной минуты;
4. Сомкните веки обоих глаз и
тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через
верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.
Упражнения
для укрепления мышц
1. Медленно переведите взгляд
с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторите 8-12 раз.
2. Медленно переведите взгляд
вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
3. Медленно переводите взгляд
вправо – вверх, затем влево – вниз и обратно, после этого переводите взгляд по
другой диагонали – влево – вверх, вправо – вниз и обратно; и так - 8 – 10 раз.
4. Делайте круговые движения
глазами в одном, затем в другом направлении, повторите 4-6 раз.
Допустимо
применение различных вариаций гимнастики для глаз. Даже неплохо просто сказать
ребёнку: «Отвернись ненадолго от экрана, зажмурь глазки, поморгай».
Итак,
компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и
полезным, и вредным Хотим мы или не хотим этого, но компьютер постепенно
становится обычным атрибутом быта – таким,как телефон, телевизор. Поэтому
нелепо пытаться искусственно ограничить возможности "общения” ребенка с этим
предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на
нормальное развитие ребенка, на то,
чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с
друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью,
телевидением и т.п.
Материал подготовила воспитатель Лукутина В.Ф. |