Понедельник
23.12.2024
12:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Группы

Обучение чтению в добуквенный период

        Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8.
Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».
Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам - обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:
- выяснение порядка следования фонем в слове;
- установление различительной функции фонемы;
- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.
       По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя следующие стадии: - интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности;
- дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;
- дифференциация твёрдости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
       При этом используются следующие приемы:
- сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;
- придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.
Для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:
- знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;
- формировать опережающую ориентацию на гласные буквы и фонемы.
Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они ещё указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а-я», «о-ё», «э-е», «у-ю», «ы-и». То же предлагает система Эльконина.
Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.
         На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.
        Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:
- дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова фишками трех цветов;
- ставят на места знакомые гласные;
- определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.
Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.
Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками - звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.
Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина.
Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук - минимальную единицу членения слова и слог - более естественную артикуляционную единицу.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, - занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
I период обучения (подготовительный)
На этом этапе должно быть уделено внимание:
- формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;
- освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;
- освоению системы согласных фонем.
В сентябре мы играем с неречевыми звуками и обучаем детей фонетической ритмике по системе А.Я. Мухиной, что очень важно для развития тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений. В занятиях активно участвуют братцы-гласные, придуманные Бугрименко и Цукерман.
Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков. Здесь используются такие игры, как «Машины» (для выделения звука [в]), «Комары» (звук [з]) и т.п. Постепенно выполняя задания Доктора Звукова, дети обучаются интонационно выделять в коротких простых словах поочередно с первого по четвертый звук.
          Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные».
На первом занятии мы приглашаем детей в наш Дом звуков. Их портреты (буквы) дети находят в специальных домиках разного цвета. Мы рассказываем детям сказку о звуках и стараемся ответить в доступной и интересной форме на все вопросы. Здесь нам помогают карта города Звукоречье, братцы-гласные, Том и Тим.
Братцы-гласные сразу начинают учить детей слышать и выделять их звуки в слогах и словах. Игры «Построй братцев по порядку»; «Поймай и выпусти звуки»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за братцами-гласными свои первые слова: «ау», «уа», «иа» и даже придумывают с ними сказки, которые мы под их диктовку записываем в специальную тетрадь. Понять, что пары гласных звуков ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости, помогают прогулки по улице Гласной на карте города Звукоречье, где йотированные гласные звуки живут напротив основных гласных звуков, а на балкончиках их домиков обитает звук [й]. Приходят на подмогу и Том с Тимом, которые приносят на занятие согласные буквы, раскрашенные с одной стороны в синий цвет, а с другой - в зеленый. Кроме того, они раздают детям синие и зеленые фишки для их индивидуальных звуковых домиков, пока с пустыми окошками.
Том и Тим незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?»; «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.
Продолжают спорить и братцы-гласные: «Кто главный?»; «Кто громче кричит (в данном слове)?»; «Чей это гость?» и т.д.
«Ударяя голосом» поочередно все гласные звуки в слове, дети находят его правильное звучание и соответственно выделяют ударный (главный) звук.
На каждом занятии кто-то из братцев-гласных или Том с Тимом приносят и раздают детям фишки красного, синего, зеленого цвета, в зависимости от качественной характеристики изучаемого звука. Букву того же цвета дети сами ставят в нужное окошко нашего звукового домика, еще раз уточняя качественные признаки звука.
С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «оп», «ап», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных - «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.
Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».
Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги». Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.
Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» и т.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ - пот», «кот - ток - кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.
Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.
Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.

     

                                                                                      Материал подготовила воспитатель Стадник И.В.

Категория: Группы | Добавил: isa (31.12.2014)
Просмотров: 890
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz