Развитие эмоций у детей
Мы считаем, что главное в развитии чувств и эмоций ребенка это не только дать понятия и знания о них, но и научить ими управлять. Даже взрослому человеку трудно уже с детства справиться с нахлынувшими эмоциями, трудно их распознать и контролировать. Но если взрослые не знают и не умеют этого делать, как и чему они смогут научить детей?!
И поэтому педагог должен показать, как можно справиться с нахлынувшей эмоцией, или как переждать это состояние без вреда для окружающих. Например: если тебе очень грустно, и даже хочется поплакать, можно уединиться под «волшебным зонтом», побыть одному или с другом (поделиться с ним), отдохнуть, подумать может все не так плохо, и только ты, успокоившись, можешь все изменить. Справиться с негативом можно через положительные эмоции, которые могут вызвать: 1. сияющие, радостные лица маленьких детей, это помогает даже взрослым, человек непроизвольно наполняется радостью и улыбка не сходит с его лица; 2. детеныши животных (котят, щенят и т. д.); 3. красота природы (разноцветие осени, тарелка с яркими фруктами, изображение цветов и т. д.); 4. прослушивание музыки, звуков природы: журчание воды, пение птиц, просмотр релаксов с разной тематикой.
В своей группе мы разрешаем детям по просьбе уединиться в спальне, посмотреть релакс, расслабиться, успокоиться, для этого можно взять коллекцию вкусных запахов (мешочки с разными ароматами) и насладиться ими. Но также бывает настолько радостно ребенку, а иногда и группе детей, что они просят включить веселую музыку, танцуют, веселятся, передают друг другу «зонтик радости», который позволяет в движении выразить свои чувства, создать их самим, и этому тоже должен научить педагог. Может это и взрослым очень нужно, но не всегда это возможно (прослушивая или слыша где-то веселую, ритмичную музыку или песню, хочется ее запеть и даже потанцевать). Педагог, родители должны дать основное понятие того, что человек сам главный источник своих эмоций, он ими управляет, можно даже сказать искусственно создает. Важно научить ребенка находить в каждом обычном на первый взгляд жизненном моменте что-то положительное и радостное. Например: мытье рук, сколько удовольствия поплескаться в воде – раз, выбрать мыло с понравившемся запахом – два, а сколько здоровья это принесет – три. И этих моментов можно найти множество.
Часто, играя, дети ссорятся, кто-то решает ситуацию мирно, а кто-то злится, раздражается, не может сдержать свои эмоции. Мы предлагаем ему поиграть одному, сравнить и понять, как же здорово играть с друзьями, делиться своими мыслями, обсуждать их, вместе играть, поддерживать, помогать, обняться, когда что-то получилось. Вот это понимание даст силы сдержать свои эмоции, уступить, не обидеть друга и самому не довести себя до состояния злости и агрессии. В этом случае очень хороши художественные произведения, чтение сказок, примеры из жизни. Последствия ситуаций дают понять детям то, что в обществе людей свои эмоции нужно держать под контролем. Пример из жизни в детском саду: один ребенок не только своим поведением, но и негативными словами, комментариями, может испортить настроение всем окружающим, а это очень влияет на здоровье. Необходимо понять, что радость, положительные эмоции, дарят здоровье и успех в любых делах. Например: когда ты положительно настроен, у тебя получаются хорошие работы (рисунки, постройки). Я считаю, что очень важно, особенно в старших группах, объяснить, что контроль своих эмоций ведет к успешным результатам.
В первую очередь взрослый человек – родитель или педагог, должен понимать, что все наши чувства, мысли и эмоции обладают способностью накапливаться и преобразовываться: хорошие во что-то радостное, а плохие соответственно в негативное.
Работая по развитию эмоций у детей (обращая на это внимание в режимных моментах, художественных произведениях, жизненных ситуациях, играх и упражнениях, которые проводятся с детьми), мы видим результаты в том, что дети стали замечать эмоциональное состояние своих друзей, героев из сказок и рассказов, в повседневной жизни.
Все в жизни взаимосвязано, для добрых чувств нет границ. Вы можете через свои эмоции и мысли положительно воздействовать на других!
Воспитатель группы №12 «Улыбка» Драчева Е. Б. |