Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощены, поэтому деятельность человека в природе должны быть разумной: охраняющей и созидающей. Поведение ребенка в природе порой противоречива: положительно относясь к объектам природы, дети часть совершают отрицательные поступки (красиво, но рвут цветы). Иногда ошибочно думают, что эмоциональные воздействия природы являются естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно - хтетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях, животных, себе и своих близких. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношениям самого взрослого. Взаимодействие этического и эстетического способствует формировать действенной любви к природе. Современное общество ставит широкий круг задач. И начинают они осуществляться уже в детском саду. Основные задачи развития экологической культуры:
- Знакомство с окружающим миром живой и неживой природы
- развитие представлений об элементарном строении, функциях и защите органов чувств, уникальности каждого человека.
- дать представление о внешнем виде людей различных рас и народов.
- расширять представления о возможностях человека выразить свои чувства к объектам природы, людям.
2. Знакомство с миром собственного организма.
- развитие предпосылок к здоровому образу жизни.
- «Что у меня в нутрии» (внутренние органы).
- как я дышу – система дыхания.
- как питаюсь.
- мой скелет и т.д.
Развитие внимательного отношения к своему здоровью, на основе овладения представлениями и умениями.
Развивать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах – экосистемах, о деятельности и уникальности каждого общества; о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой и живой природы.
Овладевать умением ориентироваться в мире физических явлений (свет и тень, звуки, воздух, почва, тепло).
Развивать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению населения над природой и т.д.
Материал подготовила воспитатель Кузаева В. Н. |