Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.
Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.
Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.
Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка – это развитие через игру.
Мы предлагаем вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.
Сказка про Язычок
Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.
Необходимый инвентарь: зеркало.
◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.
◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.
◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.
◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).
◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.
Вкусное варенье
Артикуляционная гимнастика
◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.
Непослушный язычок
Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным
◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».
◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.
Лошадка
Упражнение для языка
◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.
Вредные советы
Игра тренирует мышцы, челюсти языка
◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.
◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.
Язычок балуется
Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки
◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:
Ба-ба-ба — загудела труба,
Бо-бо-бо — белка села в дупло,
Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.
И т. д.
◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.
Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:
На-на-на — в небе светит луна,
Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.
И т. д.
◈ Закрепляем: берем обратные слоги:
Ад-ад-ад — Коля будет рад,
Яд-яд-яд — конфеты у ребят.
И т. д.
◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.
Повторяй-ка
Игра помогает научить четко произносить слова
Необходимый инвентарь: картинки.
◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:
♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;
♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.
◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.
◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие:
♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);
♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление
◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).
◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».
◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Лопнул, хлопнул, вот и всё
◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.
◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.
Пузырики
Игра помогает развивать речевое дыхание
Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.
◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?
◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет
дуть в соломинку.
◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.
Воздушные ватки
Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.
◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.
◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.
|