Роль
семьи в речевом развитии
Главная роль в развитии познавательных
способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей
наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от
желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития
речи вашего малыша. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления
речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко
поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без
тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться
навсегда. Для "речетворчества" таким критическим периодом развития
являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается
анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными
формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три
года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется
масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Вы должны помнить, что речь -
инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной
речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций,
подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Общие правила для родителей: С первых дней
жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу
повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои
действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом
почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей
артикуляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что
происходит и понимает намного больше, чем может сказать. Почаще берите ребенка
на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с
матерью. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать
только тогда, когда вы захотите его слушать. Не перебивайте и не торопите его.
Дайте выразить свою мысль. Говорите с ребенком медленно, короткими фразами;
пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский
язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Каждый день читайте
ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый
раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Поощряйте любопытство,
стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - новый.
Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!).
Основная деятельность ребенка - игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и
ободряйте его. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно
- это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и
физическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5- 5,5
годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи.
Всякие нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются
как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому
особенно важно следить за формированием произношения и вовремя предупреждать
закрепление неправильного произношения звуков. Ни в коем случае нельзя
подражать неправильному произношению ребенка - "сюсюкать" с ним. Тем
самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать
от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой
самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. Дорогие родители, помните,
что Ваша речь - образец для подражания!
Нарушение звукопроизношения и его коррекция в
условиях дошкольного логопункта. С неправильным произношением звуков у детей мы
встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего
наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения,
обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха
или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в
детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья
детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы
речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного
произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка,
развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. |