В младшей группе игра – самая любимая и основная
деятельность, которая развивается на протяжении всего года от уровня узнавания
до уровня самостоятельности и творчества. Игровая деятельность ребёнка
четвёртого года жизни начинает приобретать статус ведущей. С ней связаны
основные новообразования дошкольного периода в познавательной, эмоционально –
волевой, двигательной сферах. В игре зарождаются и предпосылки новых видов
деятельности. Игра переходит от сюжетно
– отобразительной к сюжетно – ролевой. Наступает период собственно – ролевой
игры, в которой малыш начинает моделировать знакомые ему трудовые и социальные
отношения. Ведущие сюжеты «дочки – матери» и «хозяин животного», «водитель
транспорта», «гости» имеет огромное значение для гуманизации личности ребёнка.
Сюжетно –ролевые игры привлекают малыша, прежде всего,
своими предметами (кукла, машина, собачка, коляска), с которыми можно
действовать (в машине что-то перевозить, куклу покормить, уложить спать,
покатать в коляске, собачку вывести погулять и т. д.). Ребёнок сначала
манипулирует предметом (кладёт куклу спать на кровать, вынимает её, мешает
ложкой в кастрюльке), получая удовольствие от действия с ним. Но постепенно,
раскрывая нравственную категорию «позаботиться о км-то», он учится отображать
жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с машиной, с
животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым
воображением. В сюжете игры «Дочки – матери» младший дошкольник выполняет
короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать), потом дополняет ещё фазу(варит
еду), потом ещё(кормит куклу) . т. д.
У него развивается умение связно передавать в игре
несколько последовательных эпизодов(кукла моет руки, ест, ложится спать;
мама(папа) для куклы варит еду; и т. п.; папа (мама )моет машину, заправляет её
бензином, нагружает груз, перевозит в другое место и т. п.).
Наблюдение за трудом взрослого (семь трудовых процессов
няни), рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животных (няни,
мамы, шофёра, животновода и т. п.) и обозначение результата их деятельности,
отношения к своим обязанностям словом «позаботилась - позаботился» - побуждает
малыша к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным
взаимоотношениям между ними. Поэтому малыши по своей инициативе начинают
объединяться( ходить друг к другу в «гости» - хозяин дома готовит для каждого
гостя еду, заботливо угощает, а гость со своим ребёнком дарит подарки – читает
стихи и другие формы поздравления – подражание празднованию «Дня рождения»).
Вариативные размеры кукол, машин. Других предметов, о
которых ребёнок может «заботиться», создавая в игре образ «мамы, папы, шофёра»,
ставят его каждый раз в нестандартные ситуации. От ребёнка требуется, ради
выполнения взятого на себя нравственного урока, интегративное решение
разнообразных задач ( математических, эстетических, речевых и т. п.).
Целенаправленность создания игрового образа обуславливает подбор им предметов
для куклы в соответствии с её размерами: постельные принадлежности по длине,
ширине «ребёнка»; высота конструируемого стола, стула определяется высотой
строительного материала (цилиндр, куб, кирпич); выбор формы столешницы
(круглая, овальная, прямоугольная или квадратная) – это уже эмоциональное
решение (какая сегодня больше нравится). Именно сознательное обозначение своего
отношения к кукле ребёнок формулирует в самооценке созданного образа –
результате игры (« Я чисто вымыл ей руки, она не заболеет, я позаботился о
дочке, я заботливый папа»).
Надо отметить, что мальчики с удовольствием заботятся не
только о машинах, но и о куклах, а девочки, в свою очередь, не только о куклах,
но и о машинах. В первом полугодии малыши в сюжетно – ролевые игры играют
рядом, а уже во второй половине года они проявляют интерес, внимательное и
доброжелательное отношение к игре товарища. У ребёнка четвёртого года жизни
развивается привычка отзываться на его просьбу, умение договариваться о том, во
что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению,
каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно
самодеятельность сюжетно – ролевой игры приводит к объединению детей в
подгруппы и потому происходит по их инициативе переход от игры рядом к игре
вместе.
|