Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия
у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность,
занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов, экскурсии,
встречи с интересными людьми, утренники, игры.
Но главное – это сам труд,
непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта,
личных физических усилий ребенка трудовое воспитание
немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии
ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие ,
чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые
умения и навыки.
А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети –
будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет определяться
тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна творческая личность.
Поэтому дети должны относиться к труду не как к принудительному бремени, а как
к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость,
осознается как общественно полезная. Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в
наши дни.
В школе в каждом классе каждый
ребенок должен иметь поручения или каждодневные обязанности. И эти обязанности
со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению
своих обязанностей. Но не только хорошо выполнять поручения, но и самому
придумывать интересные занятия, игры, конкурсы и т.д.
Велика роль семьи
в трудовом воспитании детей. В семье у
детей закладываются основы трудолюбия ,
вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовать труд
ребенка в семье ?
Существуют определенные правила, при соблюдении
которых труд воспитывает.
1. Труду ребенок может научиться только
при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к
труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание .
Дошкольник
приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и
общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать школьника к
бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание .
нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании .
2. Каждый человек получает от
рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может
не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным
делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и
усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и
качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по
бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического
волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не
оказывает положительного воспитательного воздействия.
3. Радость победы и удовлетворение
от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является
трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (а вдруг
не получится?) Чтоб побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают
обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда
же умения сформированы, и ребенок может выполнить порученную работу,
самостоятельно, взрослым остается, лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой
работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
4. Надо так организовать жизнь
ребенка в семье , чтобы он смотрел на свои
трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей .
Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет
веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения в
повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится
действенной любви и дружбе.
5. Труд должен сменяться отдыхом,
так как любой труд вызывает утомление. ученые физиологи и гигиенисты обосновали
положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда –
необходимое условие снятие утомления.
Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому
что утомления у него наступает значительно раньше, чем у взрослого.
Накопившиеся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы
выполнит какие – то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела
связаны с пребыванием ребенка на воздухе.
6. Макаренко сформулировал положение
о том, что воспитание детей должно быть в
коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех
видах труда. В семье
также имеются условия для коллективного труда ребенка: совместное приготовление
стола, уборка квартиры, работа на огороде и т.д. Коллективный труд создает
благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи , осознал свою неразрывную связь с ней.
Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от
взаимопомощи и товарищества в работе.
Очень часто родители считают, что
детям младшего школьного возраста нельзя
поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это
неправильно.
Типичные ошибки родителей
заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей,
оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное
стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих
подарков). Иногда показывают трудом, не умеют правильно организовать труд
ребенка в семье
(ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на
длительное время).
Неоценимое значение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых,
достойный подражания. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации,
убеждения. Но, к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях
можно нередко наблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед
телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне ужин. Да
есть еще и другие домашние дела, но ей никто не помогает. Любая ее просьба к
мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство. Дети также не
приучены помогать взрослым. А нужен совместный труд. В воспитании
трудолюбия
немаловажное значение имеет и тон, которым предъявляются требования по
выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращений
следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации.
Ребенок читает книжку, он занят
учебным трудом. Матери понадобилась помощь сына, и она распоряжается: "Срочно
пойди в магазин и купи нужные для дома продукты”. Такая форма трудового задания
вызывает раздражение и протест ребенка. Результат был бы иным, если бы мать
обратилась к сыну с просьбой выполнить ее поручение да еще извинилась бы за то,
что с этой просьбой она обращается к нему тогда, когда он делает уроки. Просьба
– показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно.
Материал подготовила Юшкина Н. Ю. |