На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.
Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.
В сознании взрослых россиян мультфильмы – это то, что по умолчанию предназначено для детей. И порой мы даже не задумываемся о том, что смотрит наш ребенок, главное – сидит спокойно и не отвлекает от дел. Что же показывает ему «голубой экран»? Что может предложить нашим детям современная индустрия иностранных мультфильмов? Какие ценности она пропагандирует?
На первый взгляд все абсолютно безобидно. Но все чаще родители испытывают подсознательное чувство тревоги, когда их ребенок погружается в этот таинственный мир. И это абсолютно обосновано – большая часть продукции американского конвейера «фабрики грез» для наших детей не безвредна. Вспомним совсем недавнее прошлое, когда сказки детям рассказывали мамы и бабушки. Сказка – это то, что формирует духовные ценности маленького человека, учит ориентироваться в окружающем мире. Через сказочные образы ребенок понимает смысл слов: «мама», «папа», «друг», «враг», «добро», «зло».
Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов, как из кубиков, строит свою модель мира. И самым важным из этих образов становится образ женщины, девушки, девочки. Глядя на современных мульт-героинь, девочки подсознательно перенимают их стиль общения с противоположным полом, а мальчики определяют свою будущую спутницу жизни.
По мнению детских психологов, в американских мультиках женские образы лишаются романтики и загадочности путем наделения их грубым реализмом и жестокостью. Кроме того, высмеиваются традиционные для русских сказок женские качества: скромность, целомудрие, застенчивость, бескорыстие. Скрытая опасность заключается в механизме изменения детской психики методом подмены образов. Если попробовать сравнить героев американских мультфильмов и русских сказок, то станет очевидно, что две культуры их породившие идут в противоположных направлениях.
Современные западные мультфильмы воздействуют на детей несколькими методами. Во-первых, цвет – главные герои нарисованы яркими красками. Этот прием эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все яркое. Таким образом, внимание ребенка от начала и до конца мультфильма приковано к главному персонажу, который ведет ребенка за собой, не давая возможности отвлечься, поразмышлять. Во вторых, лицо – как-будто созданы по единому шаблону. Заведомо «положительный» персонаж – это тот кому ребенок с самого начала мультфильма сочувствует, верит в победу. Любимые детьми героини: Жасмин в «Алладине», Трольша в «Шреке» деруться не просто как мужчины или супергерои, а делают это с нескрываемым удовольствием, весело. Скажите, вы можете представить в такой ситуации Аленушку, Царевну-лягушку с выражением гнева на лице?
Да, детям нравится смотреть мультфильмы. Но родители по опыту знают, не все, что нравиться детям – им полезно. Например, в раннем возрасте им нравилось совать палец в розетку, трогать огонь от этого вы своих детей уберегли.
Некоторые рекомендации для родителей
- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив ребенка перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
-Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у телеэкрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
- Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
- Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, рассчитанных на взрослую аудиторию.
-Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы он поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая, по мнению А.В. Запорожца, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли это им пользу, развивает ли их хорошие качества.
Материал подготовила воспитатель Стадник И.В.
|