Основная задача нравственного воспитания дошкольников подготовительной группы состоит прежде всего в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Мы должны стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране - более устойчивыми и органичными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах, таких как справедливость, честность, трудолюбие, дружелюбие, доброта, становятся более осознанными, приобретают большую обобщенность, а навыки нравственного поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду, но и дома, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению, и продуманное использование многовариативных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, ознакомлении с окружающей действительностью, игры, конструктивную, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса – самостоятельная деятельность.
Я остановлюсь на некоторых процессах воспитания культуры поведения, это прежде всего:
1. Записи наблюдений за поступками детей. В основном я вела наблюдения за более подвижными, впечатлительными детьми, у которых больше всего проявляется не сдержанность, неустойчивость, быстрая реакция на происходящее и соответственно в плане предусматривала отдельные методы для воспитания культуры поведения в тех или иных ситуациях. Например: в группу дали несколько новых игрушек, естественно, хотят все, но это невозможно, поэтому провожу групповую или индивидуальную беседу, после которой дети самостоятельно могут распределить и игрушки и обязанности.
2. Хорошим средством для привития настойчивости, честности, бережливости, я считаю – коллективные чтения с последующим обсуждением, пересказом. Например, такие рассказы как «Огурцы» - Носова, «Волшебное слово» - Осеевой, вызывают массу впечатлений, выявляя отрицательные стороны поведения: ленивость, себялюбие, трусость. И хотя положительные моральные качества у ребенка еще недостаточно стойки, но они уже способны делать первые шаги по пути самостоятельного выбора.
3. Часто в свободные часы предлагала детям решить конфликтные ситуации. Например: «Как вы думаете, правильно ли поступили девочки, которые в автобусе, в группе, дома громко, наперебой рассказывают о чем – то интересном, например, о просмотренном кинофильме, мультфильме. «Как вы поступите, если мальчики обижают девочку? Если вы зашли в автобус и вам бабушка предложит свое место?», и так далее. Так можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
4. Большое значение имеет согласованность в работе детского сада и семьи. Обычно посещаем семьи наших подопечных, чтобы выявить особенности воспитания и поведения детей в каждой семье, их интересы и склонности, уровень воспитанности детей и самих родителей. Конечно, кроме повседневных бесед с родителями оформляли папки - передвижки с различной тематикой. Например: «Коллектив и воспитание личности» по Макаренко, «Азбука нравственного воспитания» под редакцией Капрова и Богдановой. Особое внимание привлекает родителей раздел «Хорошие поступки наших детей». Хочется подчеркнуть согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей. И мне хочется сказать, что в подготовительной группе особое внимание уделять должны подготовке к школе. К концу пребывания в детском саду дети усваивают основные правила поведения. Например, такие как:
1. Не опаздывай на занятие, заставляя ожидать себя, ты проявляешь неуважение к воспитателю, своим товарищам.
2. Сиди тихо, не мешай товарищам.
3. Внимательно слушай объяснение, не перебивай воспитателя.
4. Прежде чем отвечать, сначала подумай, затем подними руку и жди, когда тебя вызову. При ответе на вопрос надо стоять прямо, опустив руки, смотреть на педагога. И так далее.
В общем, подготовка ребенка к школе - это не только накопление им определенной суммы знаний, но и формирование навыков учебного труда, умения организованно вести себя на занятии и в общественных местах.
Материал подготовила воспитатель Сафина Н.Г.
|