Понедельник
23.12.2024
13:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Группы

«Звуковой анализ слов дошкольников с ОНР»


«Звуковой анализ слов дошкольников с ОНР»

        Основная задача детского дошкольного образовательного учреждения - обеспечить разностороннее развитие воспитанников с учётом их возрастных характеристик и индивидуальных особенностей, на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к успешному обучению в школе.

             Человек обладает тремя видами слуха:                                                                  Физический (физиологический) слух позволяет нам воспринимать различные звуки в больших диапазонах громкости — от шелеста опадающих листьев до грохота раскатов грома. С помощью физического слуха мы воспринимаем сигнал автомобиля, перестук колес поезда, скрип двери и многие другие.
Благодаря музыкальному слуху мы можем слушать и наслаждаться музыкой. Речевой  слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Фонетический слух, или "чувствительность к звуку" (по терминологии психолога А.А. Люблинской), осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых, выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка
.

     Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

    При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой.                                  Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. Так в процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Таким образом, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности же речевого  звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикуляторные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.  

        Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки С - Ц, С - Ш, Ш - Ж и другие.  Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести, семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Свою работу с детьми строят по нескольким основным направлениям.  

    1. Развитие  фонематического  восприятия. Узнавание  неречевых  звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса  на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация  фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков  в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

 4.  Обогащение  словарного  запаса  и  развитие практического   умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: летел, прилетел, вылетел, перелетел…) или с помощью одной приставки от разных глагольных  основ  (например: принес, прилетел, ..). Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого  этапа  являются  работа  над  пониманием  и употреблением  предлогов,  составление  предложений   по   картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи. Ведётся работа  по  обучению  составлению  описательных  рассказов  и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. В  устной  речи   детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое,  смазанное  произношение слов и искажение их слоговой  структуры. Недостатки  словарного  запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети  стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями. Естественно, что  при  обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных  недостатками  произношения  и  неумение   анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и  слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного. Поэтому в первую  очередь надо упорядочить  фонетическую сторону речи, развить произношение и звуковой анализ и синтез.

 

НОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

     Одной из основных задач в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

    Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

     Знакомство со звуками речи начинаем с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Красный домик - символизирует гласный звук,  синий - твердый согласный, зеленый - мягкий согласный. Перечёркнутый колокольчик - глухой согласный, колокольчик – звонкий согласный.

      При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

        Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики…

      По мере накопления знаний   усложняются игры и предлагают составлять и читать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов,  дописывать пропущенную букву (игра "Помоги Незнайке"), собирать слово из переставленных или перепутанных букв (игра "Поставь буквы на место "), читать слова из начальных букв предложенных предметов или картинок (игры "Бусы", «Карусель»), а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (игра «Волшебники»: кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка).

Очень любят дети играть в игру «Охотники», « Рыбаки» (на листе бумаги написаны буквы разным шрифтом, даётся задание –красным карандашом поймать в кружок все «С», синим все «О», зелёным –все «Э»).

Работая над предложениями используются разнообразные приёмы. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используют  игру "Фразовый конструктор", где решаются  разнообразные задачи.

        Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала предлагают использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

        При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

·        Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам :

·        Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.

·        Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

·        Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

·        Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.

Материал подготовила воспитатель Стадник И.В.

Категория: Группы | Добавил: skazka (31.10.2012)
Просмотров: 7796
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz