Читать
слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое
слово что-либо обозначает. Пока ребенок учит буквы и пытается читать
слоги, он часто не понимает, зачем ему это надо. А прочитав первые
слова, радуется новому ощущению: "Я умею читать!" С этого момента
ребенку становится понятно, зачем нужны буквы и сколько всего
интересного можно узнать с их помощью. Лучше переходить к чтению слов
тогда, когда ребенок уже научился уверенно называть слоги слитно, а не
по буквам. Для первых игр со словами выбирайте слова, состоящие из 3
букв, например: СОН, КОТ, ЛУК. Постепенно увеличивайте количество букв в
используемых для игр словах. Если вашему ребенку только 4 года, не
спешите предлагать читать слова длиннее 5 букв. С 5-летнего возраста
ограничений в длине слов придерживаться не нужно. Игры, приведенные
далее, предназначены для выполнения разнообразных образовательных задач:
учиться составлять слова из букв и/или слогов, учиться читать слова,
формировать навык осмысленного чтения, учиться определять, какие буквы
входят в состав слова, учиться определять порядок букв в слове,
развивать скорость чтения, развивать речь, внимание, память, мышление.
При подборе игр для занятий с ребенком старайтесь выбрать упражнения с
разными видами задач. Также старайтесь на одном занятии использовать
игры, которые отличаются способом организации, например: лото и
подвижную игру, одну игру на составление слов из букв, а другую на
подбор слов по смыслу. Такой подход к занятиям на этом этапе обучения
чтению поможет сохранить увлеченность ребенка, вызовет дополнительный
познавательный интерес к слову. «Цепочки слов» Цель:учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения. Возраст: с 4 лет.Что вам понадобиться:белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Из
картона нарежьте небольшие карточки. На карточках разноцветными
карандашами или фломастерами напишите слоги (каждый слог - своим
цветом), например НО, РА, МА, ЛО, СИ, ЛА, ПА. На столе перед ребенком
выложите карточку со слогом НО. Пусть ребенок ее прочитает. Затем рядом
положите карточку со слогом РА. Предложите ребенку и ее прочитать.
Затем ребенку нужно прочитать оба слога и назвать получившееся слово
(НОРА). Теперь уберите первую карточку (НО), попросите повторно
прочитать оставшийся слог (РА). Рядом со слогом РА положите карточку МА.
Предложите ребенку прочитать и этот слог, прочитать два слога вместе и
назвать новое слово (РАМА). Так, постепенно убирая первый слог и
добавляя новый, прочитайте с ребенком всю цепочку до конца: НОРА - РАМА -
МАЛО - ЛОСИ - СИЛА - ЛАПА. В этом варианте чтения для ребенка
упрощается задача понимания прочитанного, т. к. ему не придется долго
думать над каждым отдельным слогом слова: прочитав слог в составе
первого слова, во втором ребенок уже просто вспомнит его. В следующий
раз подготовьте новые карточки со слогами: ЛИ, СА, МА, КИ, НО, СИ, ЛА,
ПЫ. В цепочке с использованием этих слогов получатся слова: ЛИСА - САМА -
МАКИ - КИНО - НОСИ - СИЛА - ЛАПЫ. Постепенно увеличивайте количество слогов в цепочке.
воспитатель Нуреева С.Р. |